Т. Н. Лисова, МГПИ, г. Саранск
Научный руководитель – кандидат педагогических наук,
доцент кафедры музыкального
образования и методики
преподавания музыки
Величко Ю.В.
Современный социум является поликультурным пространством, в котором сосуществуют различные культуры и религии, ценности культурного и социального бытия. В поликультурном мире каждая личность с индивидуальной позицией вынуждена вступать в диалог и сотрудничество с окружающими ее людьми и действительностью в целом. Так как только в диалогических отношениях сохраняются фундаментальные, общечеловеческие ориентиры, нормы поведения и деятельности человека.
Взаимодействие и взаимопонимание как психологические и культуротворческие процессы, могут осуществляться на основе вхождения личности в этническую (подчеркивающую индивидуальность человека), российскую и мировую культуры, при сохранении уважения к принципам их многообразия.
Данные ориентиры являются определяющими в поликультурном образовании. В педагогической науке понятие поликультурное образование имеет различное содержание: во-первых, это процесс, заключающийся в создании условий для формировании у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам; во-вторых, это учебные программы и организации учебной деятельности учащихся (студентов), направленные на повышение уровня обучения лиц, представляющих этнические меньшинства, и иммигрантов [4].
Также, как указывает в своих исследованиях С. В. Лисак, цель поликультурного образования состоит в том, чтобы помочь подрастающему поколению осознать, что в человеческом обществе всегда существует противоречия между идеалами и реальностью; что этническое многообразие является неотъемлемой частью нашего региона, страны в целом; что существуют другие стили жизни, которые столь же значимы и имеют такое же право на существование, как и их собственный [1].
Исходя из целей и задач поликультурного образования, одним из значимых его средств становиться искусство, именно оно «открывает новые пути для понимания истории и культуры этноса, поскольку интерпретирует эстетическую и эмоциональную стороны ее жизни» [1]. Современный педагог и философ Д. С. Лихачев также указывает на «объединяющую» функцию искусства: «искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идёт от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем. Оно служит единению человеческих душ» [2].
По мнению известных отечественных ученых Л. С. Выготского, Е. В. Назайкинского, музыкальное искусство обобщенно выражает заложенные в музыкальном произведении оценки явлений действительности, синтезирует в себе все виды социальных ценностей и способствует утверждению общечеловеческих идеалов как приоритетных в сознании растущей личности [3].
То есть музыкальное искусство, в частности этническое, имеет огромное художественно-педагогическое значение и богатый духовно-нравственный, педагогический потенциал. Оно через яркие художественные образы способствует пониманию и познанию истинных ценностей человеческой личности в контексте культуры. Национальная музыка раскрывает перед людьми образы и проблемы доброго и злого, прекрасного и безобразного в понимании представителей разных культур. Музыкальные «образцы» и «символы» раскрывают богатство и красоту любой национальной культуры, ценности народов, проживающих на территории России.
Вхождение личности, особенно подрастающего поколения, в мир музыкальной культуры родного народа помогает понять и принять многообразие различных культур, объединяет общество на основании общечеловеческих ориентиров. В общении с музыкой и с искусством в целом, человек приобщается к опыту человеческой культуры, проживая особенности взаимоотношений между людьми, усваивает культурные нормы, образцы поведения и жизненные ценности.
Процесс реализации в образовании потенциала искусства, в частности национального музыкального искусства, является своеобразной формой погружения человека в окружающий мир, способом саморазвития и первоисточником согласия и диалога. Человек, познавший самого себя – способен проявлять созидательные характеристики личности в преображающемся мире, находить полезные способы в решении конфликтов и преодолении трудностей.
Таким образом, педагогический потенциал национальной музыкальной культуры и искусства является эффективным средством современного поликультурного образования в сфере решения задач формирования общечеловеческих ценностей и развития нравственной культуры личности, проявляющейся в толерантном отношении к окружающему миру.
Список использованных источников
- Лисак С.В. Поликультурное образование как фундамент формирования общечеловеческих ценностей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.superinf.ru
- Лихачев, Д.С. Письма к молодым читателям http://grani.agni-age.net/
- Неменский, Б.М., Кузин В.С., Ломов С.П. // Проект «Концепция образовательной области «Искусство» в 12-летней школе». – М., 2000.
- Педагогический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.pedpro.ru/termins/.