КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА У СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

КИТАЕВА РЕНАТА РАМИЛЕВНА

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, kitaeva.renata@yandex.ru

Ключевые слова: личность, творчество, диагностика, критерии оценки творческого самосознания педагога-музыканта.

Аннотация: в статье обозреваются итоги комплексной диагностики уровня развития творческого самосознания педагога-музыканта, определяются важные условия, которые необходимы для организации педагогом-музыкантом музыкально-образовательного процесса.

COMPLEX DIAGNOSTICS OF CREATIVE CONSCIOUSNESS OF THE TEACHER-MUSICIAN AT STUDENTS MUSICIANS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

KITAEVA RENATA RAMILEVNA

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia, kitaeva.renata@yandex.ru

Keywords: personality, creativity, diagnosis, assessment criteria of creative consciousness

Abstract: the article are surveyed the results of complex diagnostics of the level of development of a creative consciousness of the teacher-musician, are defined important conditions, which are necessary for the organization by the teacher-musician of musical and educational process.

Одной из ключевых задач современного музыкально-образовательного процесса является формирование у обучающихся способности к творчеству, что важно для достижения ими успехов в различных видах учебной деятельности, также для дальнейшего развития и самореализации их творческой личности. Это тесным образом связано с процессом творческого осознания себя.

Развитое творческое самосознание как проявление творческой и личностной свободы самовыражения является важным звеном в становлении личности будущего профессионала. Творческое самосознание педагога-музыканта понимается нами как созидательный процесс и результат самостоятельного, осуществляемого на основе креативных качеств, преобразования личностью педагога-музыканта собственных потенциальных и актуальных профессионально значимых личностных и интеллектуальных характеристик – в соответствии со своими убеждениями и осознаваемой им в данное конкретное время социокультурной значимостью музыкально-образовательной деятельности.

Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование констатирующего характера по комплексной диагностике творческого самосознания у студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» профиль «Музыка. Дошкольное образование». Диагностика включала в себя три задания на выявление уровня развития творческого самосознания педагога-музыканта: анкета; творческое задание на составление мелодии из предложенных музыкальных элементов, без проигрывания, ориентируясь лишь на собственный внутренний слух; сочинение рассказа-описания о собственном образе, сложившемся в процессе восприятия музыкального произведения.

В течение исследования были определены компоненты творческого самосознания, необходимые для проведения исследования. Первый компонент – творчество – процесс создания культуро- или личностно значимых ценностей на основе способностей, мотивов, знаний и умений. Для успешности этого процесса необходимо наличие у индивида креативности (способности к творчеству), что подразумевает обладание личностью креативными качествами (созерцательность, сообразительность, способность к сопереживанию, свобода от стереотипного мышления и т. д.). Следующий компонент – самосознание – процесс осознания субъектом самого себя, своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, понимание своей индивидуальности, выстраивание системы отношений к себе и к миру. Этот обширный процесс включает ряд элементов. Самопознание – процесс познания самого себя, своих личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, взаимоотношений с другими людьми. Самоотношение – ценностное относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом себя. Самоотношение оценивалось по таким показателям: соответствие поведения нормам морали; успешность в интеллектуальной деятельности; непосредственное отношение к самой деятельности (негативное, позитивное, нейтральное); наличие удовлетворенности, счастья; тревожна ли личность (устойчивость к стрессу); умение находить общий язык с различной аудиторией (умение общаться); наличие статуса (положение в обществе); уверенность в себе, наличие харизмы. В самоотношение входит самооценка – представление человека о важности своей личной деятельности в обществе, оценка себя, своих достоинств и недостатков. Самооценку мы диагностировали по таким показателям: осознание своих чувств; уверенность в собственных потенциальных возможностях, оценка своей внешности. На основе всех данных процессов формируется саморегуляция – обеспечение самоорганизации разнообразных видов психической активности человека [2, с. 123]. Для протекания названных процессов необходимы: рефлексия – не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления [3]; созерцание – непосредственное отношение сознания к объекту; самовосприятие – процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими [1, с. 255].

Для выявления творческого самосознания педагога-музыканта мы взяли в качестве основными компонентами качества, необходимые педагогу любой предметной направленности. Это такие качества, умения, способности, как: ответственность, умение формулировать собственные мысли, организаторские способности, мобилизаторские способности (умение формировать интерес), устойчивость к стрессовым ситуациям, необходимость в постоянном самосовершенствовании (саморазвитие), коммуникабельность, авторитетность, статус, гибкость, наличие идеала (ориентира для развития), понимание современных требований предъявляемых педагогу-музыканту.

Анкета была направлена на определение исходного уровня развития творческого самосознания в комплексе его составляющих: творчества, самосознания, самопознания, самоотношения, самооценки, саморегуляции. Все вопросы анкеты были распределены на 6 групп в соответствии с их содержательной направленностью. Анализ результатов опроса показал следующую картину.

1 группа вопросов была направлена на выявление у студентов понимания понятия «творчество» и наличия креативных качеств. Результаты показали, что понимание творчества у студентов находится на высоком уровне. Из результатов уровня по определению развития креативных качеств, следует: на высоком уровне развития находятся такие качества как эмпатия и созерцательность; средний уровень развития (ближе к высокому уровню) наличествует по качеству прогнозирования дальнейшего развития событий; средний уровень – склонность к риску, сообразительность; средний уровень развития (ближе к нижней границе) преобладание стереотипного мышления.

2 группа вопросов связана с пониманием студентами понятия «самосознание». Результаты показывают, что понимание данной категории у студентов находится на высоком уровне.

3 группа вопросов связана с уровнем развития процессов самопознания. Результаты показали, что на высоком уровне находятся показатели – стремление к изучению себя, осознание влияния окружающей среды и людей на развитие личности; средний уровень – интерес к чтению литературы, что активирует самопроцессы.

4 группа вопросов связана с важным элементом самосознания – самоотношением. По результатам исследования: высокий уровень развития продемонстрирован по у компоненту «удовольствие от получения знаний»; высокий уровень (ближе к среднему) по компоненту «уверенность в себе (способность отстаивать собственную позицию)»; средний уровень развития – наличие харизмы и удовлетворенности (счастье); средний уровень (ближе к нижней границе) по показателю «тревожность (робость)».

5 группа вопросов относится к самооценке. Результаты показывают, что высокий уровень развития наличествует показателю «исследование собственных чувств, уверенность в собственных возможностях»; средний уровень развития по показателю «оценка собственной внешности».

6 группа вопросов связана с саморегуляцией и процессами, требуемыми для осуществления творческого самосознания. Из результатов следует, что высокий уровень развития выявлен по показателю – «самостоятельность в развитии своей личности»; высокий уровень (ближе к средней границе) – у показателей «рефлексия (самоконтроль)».

Критериями оценки выполнения второго задания явились:

1)         ладовая определенность мелодии;

2)         метроритмическая организация;

3)         наличие логики музыкального развития;

4)         степень оригинальности.

Анализ полученных результатов по каждому критерию выявил следующую картину:

– по критерию «ладовая определенность» продемонстрирован высокий уровень;

– по критериям «метроритмическая организация» и «степень оригинальности» получен высокий уровень ближе к средней границе;

– по критерию «наличие логики музыкального развития» выявлен средний уровень;

– низкий уровень – отсутствует.

Критериями оценки выполнения третьего задания были:

1)         адекватная трактовка образа (степень соответствия образа авторскому замыслу и экспертной оценке);

2)         умение выразить мысль в типичных структурах словесной речи  сделав это логично, доступно для восприятия (педагогическое качество);

3)         степень актуализации процессов самости (самосознания);

4)         степень оригинальности (способности выдвигать идеи, отличающиеся от общеизвестных, общепринятых).

Анализ полученных результатов по каждому критерию показывает следующее:

– по критерию «степень актуализации процессов самости (самосознания)» продемонстрирован высокий уровень;

– по критерию «степень оригинальности (способности выдвигать идеи, отличающиеся от общеизвестных, общепринятых)» получен высокий уровень ближе к средней границе;

– по критерию «умение выразить мысль в типичных структурах словесной речи и логично, доступно для восприятия (педагогическое качество)» выявлен средний уровень;

– по критерию «адекватная трактовка образа (степень соответствия образа авторскому замыслу и экспертной оценке» наличествует низкий уровень.

Суммирование полученных результатов по трем заданиям выявляет следующую картину:

а) 60 % студентов – это люди, обладающие достаточными музыкальными знаниями, способны осуществлять целенаправленную деятельность по осознанию себя, понимают необходимость развития и совершенствования своего творческого потенциала.

б) 33 % студентов имеют определенный набор музыкальных знаний, осуществляют попытки осознать себя, развить свой творческий потенциал;

в) 7 % студентов имеют весьма немногочисленные знания в области музыки, уделяют недостаточно внимания работе над осознанием себя, как творческой личности.

В целом испытуемые продемонстрировали средний уровень развития творческого самосознания педагога-музыканта, что говорит о необходимости в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов следующих действий: давать больше творческих работ; предлагать им деятельность, направленную на преодоление стереотипного мышления; создавать кризисные ситуации для личности каждого студента, которые потребуют от него активизации его творческого потенциала (креативные качества); уделить особое внимание формированию у студентов адекватной оценки музыкального образа; развивать умение выражать мысль в типичных структурах словесной речи, сделав это логично, доступно для восприятия; формировать способность видеть логику развития музыкальной мысли; продолжать развивать музыкальные способности: «ладовое чувство» и «чувство ритма»; научить студентов планировать собственную деятельность; выработке уверенности в себе; стимулирования работы над самооценкой, принятием себя; акцентирование внимания студентов на анализе своей деятельности и контроле своего социального поведения.

Таким образом, организованная педагогическая деятельность будет успешно формировать творческое самосознание как неотъемлемую характеристику педагога-музыканта.

 

Список использованных источников

  1. Гуссерль, Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. – М. : ДИК, 1999. – 336 с.
  2. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл ; Academia, 2005. – 352 с.

Рефлексия // Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=820 (дата обращения: 02.06.2016).

Добавить комментарий