АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ПАНФИЛКИНА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, panfilkina1992@mail.ru

 Ключевые слова: музыкальное воспитание, дошкольник как личность, музыкальный руководитель и его компетентность, проблемы и задачи музыкального воспитания.

Аннотация: В статье рассматриваются современные актуальные проблемы в системе дошкольного музыкального образования. Определяются основные сложности процесса музыкального воспитания дошкольника.

ACTUAL PROBLEMS OF MUSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN AT THE PRESENT STAGE

 PANFILKINA YULIYA NIKOLAEVNA

 Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,, panfilkina1992@mail.ru

 Key words: musical education, the preschool child as a person, the musical Director and his competence, problems and tasks of musical education.

Abstract: The article deals with the modern actual problems in pre-school music education. Defines the main complexity of the process of musical education preschool.

Сегодняшнее развитие и жизнь современного детского сада – это актуальная проблема в сфере муниципальных дошкольных учреждений. В связи с тем, что постоянно вводятся нововведения, происходит постоянная полная модернизация образования, появляются все новые и новые варианты образовательных программ, все острее обозначается необходимость в решении наболевшей проблемы полного, целостного развития ребенка, а особенно его музыкального воспитания. От этого во многом зависит сохранность достижений в области музыкального воспитания детей, а значит, и сохранность истоков нашей культуры.

Все закладывается и начинается с детства, а особенно культура – художественная и общая. Это связанно с приобщением человека к высшему искусству. Музыка важнейшее средство эстетического воспитания ребенка. Обладая большой силой воздействия на эмоции, она воспитывает чувства человека, формирует его вкусы. Музыкальное воспитание ребенка следует начинать именно в дошкольном возрасте, так как в это время происходит развитие музыкальных способностей дошкольника, формируются основы музыкальной культуры.

Профессиональная деятельность музыкального руководителя ДОУ в современных условиях претерпевает ряд изменений. Это связанно с ее структурированием как процесса решения профессионально-педагогических задач:

  • организация музыкальной жизни ребенка должна осуществляться в соответствии с возрастом и потребностями детей;
  • музыкальному руководителю очень важно опираться на личный опыт ребенка;
  • для полноценного развития музыкального слуха, музыкального языка, творческого восприятия дошкольника должны быть созданы комфортные условия;
  • для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (музыкальная среда);
  • чтобы личность дошкольника развивалась всецело, рядом с ним должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Формирование у детей дошкольного возраста музыкальности, чувства слуха и ритма дело очень сложное и довольно трудное. К сожалению, на данный момент нет четкой ясности в программах, из-за этого снижается эффективность профессиональной работы музыкальных руководителей.

Анализ современной научной и методической литературы, показывает, что в комплекс основных проблем музыкального воспитания дошкольника входят следующие:

  1. В настоящее время в Российской Федерации фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, что говорит о необходимости серьезного ознакомления музыкальных руководителей с данным аспектом их педагогической деятельности в рамках прохождения курсов повышения квалификации.
  2. Существует большая потребность в повышении методической компетентности музыкальных руководителей дошкольного учреждения в соответствии с современными данными психолого-педагогической и социологической науки.
  3. Педагогические исследования последних лет показывают, что главная проблема музыкального дошкольного образования потеря живости, притягательности процесса познания для детей в области музыкального искусства. В связи с этим, важно переориентировать музыкальные занятия от просто развлекательных, досуговых к занятиям, построенным в соответствии с законами и содержанием музыки как художественно-эстетического явления.
  4. При информатизации дошкольного образования – процессе объективном и неизбежном, формировании качественно новой образовательной среды, появлении высокотехнологичных информационных средств обучения и развития дошкольников, далеко не все педагоги владеют ИКТ. Это затрудняет или делает невозможным современный канал информационного взаимодействия с родителями и с другими членами педагогического сообщества.
    1. Методическая литература сейчас весьма разнообразна и многочисленна, поэтому педагогу очень важно уметь правильно выбрать нужное пособие – добротное, эстетически привлекательное, простое в обращении, вызывающее желание работать с ними.
    2. Одним из самых больных вопросов музыкального воспитания и руководства музыкальной работой остается вопрос о праздниках в детском саду: проводить их друг за другом в большом количестве абсурдно, поскольку теряется общий смысл музыкального воспитания тонкой личности дошкольника. Безудержная погоня за проведение лучшего утренника, а не за культурное развитие музыкальности детей впоследствии приведет к нивелированию ценности музыки как искусства.

В заключение хочется отметить, что наряду с собственно музыкальной работой, музыкальный руководитель как педагог проводит с детьми большую общеобразовательную и воспитательную работу, направленную на их интеллектуальное и нравственное развитие. Проблемы связанные с музыкальным воспитанием дошкольника нужно и важно решать как можно быстрее в настоящее время, чтобы не рухнул базис нашей культуры.

 

Список использованных источников

 

  1. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. – М. : Книга по Требованию, 2000. – 336 с.
  2. Башарина, Н. М. Работаем по программе «Путешествие в прекрасное» /Н. М. Башарина // Начальная школа плюс До и После. – 2004. — №4. – Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/ef4/ef44c1e5fdd43ff8c3a93e27cc385974.pdf
  3. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 96 с.
  4. Иванченко, Г. В. Психология восприятия музыки. Подходы, проблемы, перспективы. / Г. В. Иванченко. – М. : Смысл, 2001. – 256 с.
  5. Картушина, М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников / М. Ю. Картушина // Управление ДОУ. – 2005. – № 5. – С. 42–46.
  6. Костина, Э. П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка / Э. П. Костина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11. – С. 37.

Добавить комментарий