ПЕТРУХИНА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА
Факультет педагогического и художественного образования
Мордовский государственный педагогический институт
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, sanjana-rus@mail.ru
Ключевые слова: музыкальный интерес, эстетический интерес, музыкально-эстетический интерес.
Аннотация: В статье раскрывается понятие музыкально-эстетический интерес, его важность в воспитании подрастающего поколения и актуальные проблемы его развития в различных образовательных учреждениях.
DEVELOPMENT OF MUSICAL-AESTHETIC INTEREST IN MODERN EDUCATIONAL PRACTICE
PETRUHINA EKATERINA NIKOLAEVNA
Faculty of pedagogical and art education
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia, sanjana-rus@mail.ru
Кey words: musical interest, the aesthetic interest, musical and aesthetic interest.
Аbstract: The article deals with the concept of musical and aesthetic interest , its importance in educating the younger generation and the current problems of development in the various educational institutions.
В ряду современных задач музыкально-педагогического образования одной из актуальных является формирование культурно развитой личности, готовой к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Эта проблема весьма многогранна, в ее решение вносят вклад представители различных человековедческих наук. Многие педагоги и психологи подчеркивали важность целенаправленного педагогического эстетико-воспитательного воздействия, вовлечения детей в разнообразную художественную творческую деятельность, которая будет обеспечивать глубокое постижение эстетических явлений и поднимет до понимания красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
В современных условиях научно-технического прогресса все чаще забывается о необходимости эстетического воспитания человека, формировании всесторонне развитой личности, способной увидеть прекрасное. Современное образование не уделяет должного внимания сфере эстетического освоения мира, которое порождает гармоничность взаимодействия человека и общества. Большинство школьных предметов, считающихся основными (математика, физика, биология и др.), не могут решить проблему целенаправленного воспитания разносторонней личности, поскольку направлены на познание сугубо объективных закономерностей и фактов внешнего мира, а не на решение воспитательных задач. Однако предметы художественного цикла также не способны решить данную проблему. Причинами этого являются, как неадекватные методы преподавания этих предметов, а также недооценка способностей детей к творческому освоению художественных явлений, так и низкий статус художественных дисциплин. А ведь именно литература, музыка, изобразительное искусство играют важнейшую роль в формировании внутреннего мира растущего человека.
Видные педагоги, музыканты, психологи и музыковеды неоднократно указывали на то, что усвоение знаний и формирование практических умений и навыков в области музыки должно быть направлено на развитие интереса к ней. Ученые предостерегали педагогов от занятий музыкальной деятельностью только лишь для овладения техническими навыками. Ведь именно знания и умения должны лежать в основе воспитания музыкальных интересов, привития любви к искусству и раскрывать возможности для разностороннего развития подрастающего поколения.
Интерес к музыке рассматривается в настоящее время в русле более широкой проблемы – формирования основ музыкальной культуры. Педагогический аспект воспитания интереса к музыке, по мнению Т. С. Комаровой и О. П. Радыновой, связан с формированием музыкально-эстетического сознания, являющегося ядром музыкальной культуры личности. Интерес – один из базисных компонентов музыкально-эстетического сознания, отражающий субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях. Интерес как «компас», направляет эстетическую деятельность ребенка на «присвоение» личностно значимых для него ценностей музыкальной культуры.
Эстетический интерес – один из видов «интереса», который выражается выборочной направленностью человека на объект чего-то прекрасного, имеющего эстетическую значимость и практическую необходимость. Данный интерес характеризуется эмоциональным отношением, совокупностью различных переживаний и, чаще всего, проявляется в постижении творческой деятельности. Эстетический интерес формируется при соприкосновении ребенка с различными видами искусства – литературой, музыкой, изобразительным искусством, ритмикой, театром. Эстетический интерес выражается в направленности личности на эстетическую деятельность, на эстетическое освоение действительности и произведений искусства. Он всегда связан с конкретным объектом и становится своеобразным ориентиром для человека в деятельности, которая направлена на удовлетворение эстетической потребности. Главными показателями наличия эстетического интереса являются, прежде всего, стремление индивида к эстетической деятельности, наличие у него любимых произведений искусства, сформированность избирательной направленности, которая выражается в предпочтении произведений определенного художника, композитора, жанра, направления и т. д.
При анализе понятия «музыкальный интерес» важные идеи высказал известный музыковед А. Н. Сохор. Автор выявил наличие следующих компонентов музыкального интереса: когнитивного, эмоционального и поведенческого. По его концепции, в основе интереса к музыке лежит знание, приобретаемое в процессе активной мыслительной деятельности. Знания и эмоции являются побудительной силой к определенным действиям и влияют на поведение индивида в целом. Т. Д. Суслова в своем исследовании определила показатели развития музыкального интереса, к которым относятся: эмоциональная отзывчивость на музыку, обобщенный характер музыкальных знаний и умений, проявление себя в креативной деятельности, наличие отношения к музыкальному произведению, развитие творческого мышления.
Наибольшими возможностями в формировании эстетических интересов дошкольников обладают уроки музыки. Даже Аристотель отмечал, что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. Поэтому, можно предположить, что музыкально-эстетический интерес формируется в процессе музыкально-эстетического воспитания и образования.
Понятие «музыкально-эстетический интерес» вошло в педагогическую науку не так давно. Оно было сформулировано З. М. Явгильдиной, определившей его как «выраженное устремление личности к духовно-практическому освоению того или иного вида музыкального материала с целью удовлетворения многообразных эстетических потребностей» [9, с. 30]. Общие вопросы формирования музыкально-эстетических интересов применительно к обучению школьников рассматривали в своих трудах ведущие ученые-музыканты Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, В. К. Белобородова, Н. Н. Гришанович, H. JI. Гродзенская, В. В. Притула, А. А. Шугаров. Необходимость приобщения к миру искусства начиная с дошкольного возраста и важность этого процесса для развития ребенка подчеркивали Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, В. Н. Шацкая и др. О. П. Радынова рассматривает интерес в структуре музыкально-эстетического сознания дошкольников. Развитие данного качества, по ее утверждению, ведет к формированию музыкальной культуры в целом. Одним из результатов воспитания интереса к музыке, по мнению ученого, является приобретение ребенком первоначальных ценностных ориентаций и развитие эстетического отношения к музыкальному искусству.
Наряду с дошкольными и школьными образовательными учреждениями задачу формирования и развития музыкально-эстетических интересов дошкольников решают также учреждения дополнительного образования – ДШИ, ДМШ, студии, кружки, роль которых заключается в организации внешкольной жизни детей, наполненной элементами искусства. Именно формирование эстетического интереса, стремления к познанию прекрасного и возвышенного и является одной из основных задач образовательно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования. Функции дополнительного образования выражаются в компенсации отсутствия в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности при ограниченных возможностях индивидуального развития личности в условиях массового образования; помощи в выборе индивидуального пути образования и развития, обеспечении комфортной эмоциональной среды и развивающего общения [2, с. 59].
Таким образом, в различных образовательных учреждениях необходимо создание эстетически обогащенной среды, благоприятствующей реализации эстетически ориентированной системы освоения мира учащимися, формированию культуры и нравственных качеств, любви к прекрасному, обогащению духовного мира детей, эстетических интересов, вкусов и творческих способностей. В системе социально-образовательных институтов учреждения дополнительного образования, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, являются необходимым звеном в воспитании многогранной личности и играют уникальную роль в системе образования. Они создают необходимые условия для личностного развития и профессионального самоопределения, творческого труда детей, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.
Список использованных источников
- Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада — к начальной школе) / Ю. Б. Алиев. – Воронеж : МОДЕК, 1998. – 352 с.
- Бруднов, А. К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей // Директор школы. – 1995. – № 2. – С. 56–59.
- Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 240 с.
- Коваль М. Б. Педагогика внешкольного учреждения / М. Б. Коваль. – Оренбург : [б. и.], 1993. – 118 с.
- Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А. И. Катинен, М. Л. Палавандашвили. – М. : Академия, 1998. – 235 с.
- Явгильдина,З. М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста : дисс. канд. пед. наук. – Казань : [б. и.], 1998. – 263 с.