Шутова Т. А., ст. преподаватель кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки МГПИ им. М. Е. Евсевьева, taiana230373@rambler.ru
Самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой открывает формирование навыков чтения с листа нотного текста. О пользе и необходимости чтения с листа говорят преподаватели – практики, так и методисты, среди них А. Д Алексеев, Л. А. Баренбойм, Г. М. Коган, Г. Г. Нейгауз. Они считали, что чтение с листа должно составлять определённую часть каждодневного «рациона» занятий учащегося-музыканта.
Конструктивные особенности баяна и аккордеона: наличие двух клавиатур, звуки которых находятся в разных звуковысотных соотношениях; «нелогичность» построения клавиатур баяна по сравнению с «рояльной» клавиатурой; «невидимость» обеих клавиатур; необходимость работы мехом – затрудняют процесс чтения нотного текста, особенно на начальном этапе.
В процессе формирования навыков чтения с листа учащийся проходит три стадии: вижу – слышу – играю. «Вижу» — это этап зрительного восприятия, педагог стремится к тому, чтобы учащийся воспринимал нотный текст как можно более полно: видел тональность, размер, нюансы, к учащимся старших курсов предъявляются требования к соблюдению темпа и характера.
Слышать музыку, видя её запись и не касаясь клавиатуры баяна или аккордеона — это очень сложное умение, его формирование требует большой настойчивости и систематичности. Работа в этом направлении ведётся практически на каждом занятие.
Основа подготовки к навыку беглого чтения с листа закладывается в период первого знакомства с нотами. Надо стремиться к тому, чтобы занятия на инструменте не были механическими и формальными, только при таком течении учебного процесса в результате можно сформировать механизм сочетания зрительного восприятия, внутрислуховых представлений и мышечно-двигательных ощущений. Чтобы приобрести навык широкого охвата нотного текста и умения услышать его заранее, педагог старается научить учащегося прочитывать текст не «нота за нотой», а целыми звуковыми комплексами, ведь только в этом случае вырабатывается способность ориентироваться в различных типах техники и аппликатуры.
Любое произведение, которое предлагает преподаватель для прочтения с листа, нужно мысленно проанализировать, прочитав её глазами, ставя целью выделить, прежде всего, внутренним слухом, «наработанные» эпизоды и то, что нужно «проиграть в уме», продумать аппликатуру. В каждой новой пьесе будут встречаться элементы новизны. Нужно научить учащегося видеть эти элементы и в уме решать новые задачи, опираясь на прежние знания.
В формировании музыканта-исполнителя чтение нот с листа имеет огромное значение. Умение свободно читать ноты определяет темп развития учащегося.
Чтение нот с листа на баяне (аккордеоне) имеет свои особенности связанные со спецификой инструмента. К ним относятся владение двумя различными клавиатурами и координация движения рук исполнителя при одновременном ведении меха инструмента. Но главным при чтении нотного текста является полное исключение зрительного контроля (особенно на левой клавиатуре). Постоянный зрительный контроль над правой клавиатурой мешает чтению нот с листа, так как, переключаясь с нотного текста на клавиатуру, учащийся не может следить за нотным текстом, что ведёт к остановкам, при которых нарушается логика построения произведения. Часто учащийся не сразу может найти глазами то место в тексте, с которого он переключился взглядом на клавиатуру. Поэтому необходимо уделять большое внимание лучшему освоению обеих клавиатур баяна (аккордеона), умению чётко представлять мысленно их строение и быстро ориентироваться на них.
Формирование навыков чтения с листа в процессе развития творческих способностей баяниста (аккордеониста) представляет собой сложную цепь действий, которую можно представить объединёнными в несколько групп.
Первая группа включает действия, предваряющие игру с листа: определение характера, темпа исполняемого сочинения, основные лад и тональность, размер; беглый просмотр текста с целью выявить тип изложения и ведущий метроритмический рисунок.
Вторая группа действий относится непосредственно к чтению и связана с работой зрения и слуха: зрительный охват и мысленная дешифровка ритмической и звуковысотной графики «опознания» в тексте знакомых элементов, осознание его структурной логики и построение гипотезы о его ближайшем продолжении. Работа эта осложняется тем, что слух принуждён «обрабатывать» одновременно различные фрагменты текста: и тот, который ещё предстоит сыграть, и тот, который исполняется в данный момент, — при этом реальное звучание сличается с ожидаемым (слуховой контроль).
Действия третьей группы состоит в реализации «озвучивания» воспринимаемого текста. Это сложная координированная деятельность всего двигательного аппарата. Даже более простые виды деятельности не могут осуществляться без того, чтобы часть из них не совершалась с определённой долей автоматизма.
Анализ нотного текста является важной предпосылкой грамотного чтения с листа. Он активизирует музыкально-теоретическое мышление, приобщает инструменталистов к самостоятельному определению смены меха и аппликатуры, заставляет заново осознавать сведения из музыкальной грамоты, гармонии и анализа музыкальных произведений. Практика показала, что когда временная организация мелодии (ритм, форма, темп) уложилась в сознании учащегося, звуковысотные соотношения исполняются значительно успешнее
Не надо торопить учащегося при анализе нового текста, так как у всех разные индивидуальные возможности. На всём протяжении обучения чтения нот с листа все усилия педагога должны направляться на то, чтобы учащиеся играли двумя руками сразу без упрощений, красивым звуком, грамотно и выразительно. Все эти рекомендации помогают в деле воспитания зрительно-слуховых и слухо-двигательных представлений учащегося.
Формирование навыка чтения с листа требует от педагога соблюдения принципа доступности нотного материала и последовательности его изложения. Новый текст должен быть гораздо легче и доступнее основного репертуара учащегося.
Чтобы с лёгкостью воспроизводить нотный текст, необходимо, прежде всего, накопить в зрительной, слуховой и моторной памяти запас «типовых оборотов», усвоить наиболее употребительные аккордовые структуры, типичные модуляционные последовательности и т. п. Но для успешной реализации этого запаса требуется умение мгновенно (почти автоматически) анализировать и синтезировать исполняемый текст, распознавая в нём знакомые, типичные элементы в их соотношении с новыми, индивидуальными, характерными для данного сочинения. Но для этого обучающийся должен воспринимать текст более «комплексно» по – мотивам, фразам, периодам. Учащийся должен осознать синтаксическую структуру текста, принципы фактурного построения, логику развёртывания ритма и мелодии, характер ладогармонического развития.
Обобщённое чтение нот с листа предполагает твёрдое, доведенное до автоматизма, знание горизонтальных (гаммы, арпеджио) и вертикальных (интервалы, аккорды с обращениями, привычные гармонические обороты) звуковых комплексов.
Большое значение в процессе игры с листа имеют также:
— уверенная, точная ориентировка рук на клавиатурах без дополнительного контроля зрением.
— владение аппликатурной техникой, умение мгновенно выбрать лучший аппликатурный вариант.
В формировании и развитии навыка чтения нот с листа должна лежать систематическая, последовательная работа, которая поможет учащемуся развить способности, привить интерес и превратить этот раздел работы в творческий процесс. Качество работы по чтению с листа во многом зависит от самостоятельных ежедневных занятий учащегося.