ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 78:373.2 (045)

ББК 85.31р

 БОРЧИНА МАРИЯ ГЕННАДЬЕВНА

студентка факультета педагогического и художественного образования

Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, jdanowi@yandex.ru

Ключевые слова: коммуникативные способности, музыкально-театрализованная деятельность, дошкольные образовательные учреждения, педагогические технологии.

         Аннотация: В статье рассматриваются возможности музыкально-театрализованной деятельности в формировании коммуникативных способностей детей в условиях дошкольных образовательных учреждений.

 

FORMATION COMMUNICATION SKILLS

IN PRESCHOOL CHILDREN IN THE COURSE

OF MUSICAL-THEATRICAL ACTIVITIES

 

BORCHINA MARIA GENNADIEVNA

student of pedagogical and art education

Mordovia State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

 Keywords: communication skills, musical-theatrical activities, pre-school establishments, educational technology.

Abstract: The article discusses the possibility of musical and theatrical activities in the formation of communicative abilities of children in the conditions of preschool educational institutions.

          Одной из важнейших задач дошкольного музыкального образования является формирование у детей коммуникативных способностей. Музыкальные занятия в дошкольный период детства особенно активно содействуют формированию у детей данных способностей и тем самым способствуют дальнейшему развитию личности ребенка. Умение общаться и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими во многом обеспечивает чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме. Владение коммуникативными способностями также способствует более успешной школьной деятельности детей и улучшению социального статуса в группе, помогает понимать другого человека и передавать различную информацию.

В настоящее время многие педагоги дошкольных образовательных учреждений отмечают, что определенной проблемой в установлении доброжелательных взаимоотношений и умения общаться является неумение детей выражать свои эмоции. Отсюда возникает задача создания условий для организации благоприятной атмосферы в детских группах и формирования у детей чувства уверенности в своих силах [1, с. 34].

Формирование коммуникативных способностей у детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется в различных сферах деятельности, и, в частности, в музыкальной деятельности, которая содействует эффективному коммуникативному развитию на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Так, на музыкальных занятиях с детьми широко используется музыкально-театрализованную деятельность. Совместная творческая деятельность, основанная на игре и эмоциональных проявлениях, является источником развития чувств и переживаний. Она оказывает большое влияние на формирование коммуникативной сферы и развитие эмоциональной отзывчивости детей. Как правило, дети с большим удовольствием включаются в музыкально-театрализованную игру, знакомясь с окружающим миром через звуки и образы.

В процессе организации музыкально-театрализованной деятельности важно создавать атмосферу «ненавязчивого педагогического воздействия», так как в это время дети должны чувствовать себя свободно и раскованно. Кроме того, педагогические возможности музыкально-театрализованной деятельности усиливаются тем, что ее тематика практически не ограничена и может удовлетворять самые разные запросы детей.

При работе над музыкально-театрализованными спектаклями и постановками следует уделять особое внимание выразительности реплик детей, играющих персонажи, поскольку это активизирует звуковую сторону и интонационный строй речи и в целом их речевую деятельность. Поэтому любая роль, особенно в диалоге персонажей, должна быть ясно и четко проговорена.

В дошкольном образовательном учреждении можно организовывать, например, такие музыкально-театрализованные спектакли и постановки, как «Репка», «Колобок», «Теремок», «Муха-Цокотуха», «Кошкин дом», «Щелкунчик», «Под грибом», «Не буду просить прощения», «Гуси-лебеди», «Морозко», «12 месяцев», «Снежная королева», «Волк и семеро козлят», «Вовка в тридевятом царстве», «Приключения Буратино», «Приключения Вити и Кузи», «Незнайка и его друзья», «Конек-горбунок», Бременские музыканты», «Дюймовочка», «Цветик-семицветик», «Царевна-лягушка», «Василиса Премудрая» [4].

Организация любой музыкально-театрализованной постановки предполагает несколько этапов. Первый этап – подготовительный. На этом этапе осуществляется совместный выбор педагога с детьми музыкального спектакля, подбор музыки (фонограммы), создание декораций и костюмов. Второй этап, основной – работа над отдельными эпизодами и всей постановкой целиком. Здесь последовательно осуществляется работа над выразительностью речи и поведением детей на сцене (работа над ролью), репетиция отдельных эпизодов с деталями декораций, реквизита и музыкальным сопровождением, и наконец, репетиция всей постановки целиком с уточнением сценического темпоритма. Третий этап, заключительный – премьера спектакля.

При организации музыкально-театрализованной деятельности педагогу важно использовать современные педагогические технологии, учитывающие специфику данного вида деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [3]. Анализ изученной литературы по данной теме позволяет выявить и кратко сформулировать некоторые основные положения. Так, при выборе спектакля педагогу следует руководствоваться следующими положениями:

1) сюжет спектакля должен позволять задействовать как можно больше детей;

2) спектакль должен отличаться зрелищностью действия и включать красочные костюмы и декорации;

3) в спектакле должны быть роли как положительных, так и отрицательных героев;

4) в спектакле должна использоваться как классическая, так и современная музыка;

5) в процессе игровой деятельности дети должны закреплять имеющиеся у них знания, а также навыки пения и музыкально-ритмических движений;

6) сюжет спектакля должен служить лишь основой для музыкальной и пластической импровизации детей.

В процессе музыкально-театрализованной деятельности педагогу важно развивать у детей навыки:

1) активного переживания содержания процесса игровой деятельности;

2) активного участия в музыкально-художественном самовыражении;

3) активного взаимодействия с педагогом и другими детьми.

При совместной работе с детьми педагогу также необходимо придерживаться следующих требований:

1) активность детей необходимо поддерживать на всех этапах организации музыкально-театрализованной постановки;

2) сотрудничество детей друг с другом и с педагогом необходимо осуществлять на протяжении всей музыкально-театрализованной деятельности;

3) формирование коммуникативных способностей у детей необходимо осуществлять в процессе художественного восприятия литературных и музыкальных произведений, освоения специальных умений и навыков для конкретной роли, самостоятельной творческой деятельности.

Совместная музыкально-театрализованная деятельность должна строиться «по правилам «четырех НЕ»:

– не перегружать детей;

– не навязывать своего мнения;

– не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

– предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных» [2].

Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность является одним из эффективных средств формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных способностей. Она воздействует на эмоциональную сферу детей через слово, действие, музыку, изобразительное искусство, стимулирует развитие воображения, внимания, восприятия, памяти, способствует полноценному личностному развитию.

 

Список использованных источников

 

  1. Лашкова, Л. Л. Формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста / Л. Л. Лашкова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 3. – С. 34-39.
  2. Трапезникова, И. Ю. Развитие коммуникативных способностей дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность / И. Ю. Трапезникова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htpp://www.dsad160.ru/obr/9.pdf (дата обращения: 15.05.2016).
  3. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 80 с.
  4. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду / А. В. Щеткин. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 128 с.

Добавить комментарий