УДК 78:373.2 (045)
ББК 85.31р
КИДЯЕВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА
студентка факультета педагогического и художественного образования
Мордовский государственный педагогический институт
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, jdanowi@yandex.ru
Ключевые слова: слушание музыки, дошкольное образовательное учреждение, организация слушательской деятельности.
Аннотация: В статье рассматриваются специфика и особенности организации слушательской деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении.
LISTENING TO MUSIC AS A MUSICAL ACTIVITIES CHILDREN VIEW IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
KIDYAEVA TATIANA VICTOROVNA
student of pedagogical and art education
Mordovia State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
Keywords: listening to music, pre-school educational institution, organization of the listening activity.
Abstract: The article deals with the specifics and peculiarities of the organization of the listening activity of children in preschool educational institution .
Одним из важнейших видов музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении является слушание музыки. В процессе слушания музыки дети приобретают наибольший объем музыкальных знаний и впечатлений. Они приучаются слушать и «слышать» музыку, сопереживать музыкальным образам и анализировать ее. При слушании музыки у детей развивается музыкальное мышление, формируются музыкальные интересы и способности рассуждать о музыкально-выразительных средствах.
Важное значение музыкальной деятельности в дошкольном детстве, и, в частности, такого ее вида, как слушание музыки, заключается в том, что музыкальное искусство, отражая различные стороны жизни и ее многообразие, побуждает детей к общению и творческой деятельности, расширяет кругозор, доставляет эстетическое наслаждение и обогащает духовный мир детей. Музыка воздействует также на эмоциональную сферу и сознание и тем самым способствует гармоничному развитию личности детей.
В этой связи, В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами» [2, с. 45].
При организации слушательской деятельности в дошкольном образовательном учреждении педагогам важно учитывать, с одной стороны – специфику музыкально-художественного образа, а с другой – возрастные особенности дошкольников. В процессе проведения занятий по слушанию музыки важно руководствоваться следующими положениями.
Во-первых, необходим специальный подбор музыкального материала. Его необходимо осуществлять с учетом принципов художественности и доступности (художественные образцы классической, современной музыки и фольклора должны быть доступны детям дошкольного возраста).
Во-вторых, необходимо использование соответствующих возрасту и способностям детей методов работы с ними. Например, к детям с неустойчивым вниманием следует применять особые педагогические методы для того, чтобы помочь им воспринять и понять развивающийся во времени музыкально-художественный образ.
В третьих, необходимо использование соответствующих возрасту детей произведений художественной литературы и изобразительного искусства (слушание стихов, просмотр репродукций картин и т. д.). Взаимосвязь различных видов искусств помогают детям в раскрытии музыкально-художественного образа и в целом овладением специфическим музыкальным языком. Такой синтез является наиболее продуктивным, так как, воспринимая музыкальное произведение, дети опираются на доступные им образцы поэзии, прозы и изобразительного искусства.
Специфика программы по слушанию музыки в дошкольном образовательном учреждении заключается в том, что она «определяется воспитательными задачами, а не задачами обучения, так как сведения, получаемые детьми при восприятии музыки, еще очень ограничены. Основная цель этого вида деятельности – приобщить детей к музыке, воспитывать интерес и любовь к ней» [1; 3, с. 61].
Исходя из главной цели, важнейшей воспитательной задачей педагогов в процессе слушательской деятельности является формирование у детей начальных основ музыкальной культуры. К ним относятся:
1) знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, распределяя их по жанрам и видам;
2) формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;
3) развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке;
4) воспитание оценочного отношения к музыке и ее исполнению, что является проявлением музыкального вкуса;
5) формирование навыка слушания музыки;
6) создание фонда любимых детских произведений [3, с. 61].
Исходя из опыта ведущих отечественных дошкольных педагогов, следует заключить, что задачи слушательской деятельности в разных возрастных группах дошкольников должны быть различны (Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Н. А. Метлов и др.). Так в младшей группе, детям важно, прежде всего, получить запас музыкальных впечатлений. Необходимо, чтобы музыкальные произведения для слушания вызывали у детей радостное настроение. Здесь особенно важно развивать у детей умения не отвлекаясь слушать музыку до конца, чувствовать характер музыки, рассказывать о музыке, узнавать знакомые музыкальные произведения.
В средней группе педагогам важно формировать у детей навыки слушать музыку более заинтересованно и внимательно, а также воспитывать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную память посредством узнавания музыкального произведения по сыгранной или пропетой мелодии. Поскольку в средней группе дети получают еще достаточно ограниченные музыкальные сведения, педагогам следует более подробно разъяснять характер произведений, но в то же время следует уже приучать детей к более точным и конкретным ответам.
В старшей группе перед педагогами основные задачи: приучать детей выражать эмоции после слушания, воспитывать интерес к более сложной вокальной и инструментальной музыке, различать средства музыкальной выразительности и жанры, развивать умения сравнивать музыкальные произведения по сходству и контрасту.
Таким образом, слушание музыки как вид музыкальной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении способствует формированию у детей интереса к музыке, развитию их музыкальных способностей и, в конечном счете, гармоничному развитию личности дошкольников.
Список использованных источников
- Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. – М. : Мозаика – Синтез, 2010. – 192 с.
- Сухомлинский, В. А. Об эстетическом воспитании / В. А. Сухомлинский. – М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с.
- Цыпляева, О. В. Восприятие как вид музыкальной деятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении / О. В. Цыпляева // Теория и практика образования в современном мире. — СПб. : Реноме, 2012. — С. 60-63.