Тимирова Т. А. (ПДМ-114), Грязнова Т. М.
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск
Современные условия интеграции России в мировое сообщество, присоединение к Болонскому процессу с целью сближения с европейскими странами и определения общих ориентиров в оценке качества образования обусловливают необходимость значительных изменений в отечественной системе музыкально-педагогического образования.
Эта необходимость связана еще и с тем, что идет глубокий процесс модернизации общеобразовательной школы. Главную задачу, стоящую перед современной школой, определил президент Российской Федерации Д. Медведев: «Школьное образование должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» [3, с. 15].
Школьное образование сегодня, как подчеркивается в концепции «Наша новая школа», представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удается сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, будущих поколений.
Главным результатом современного музыкального образования в условиях школы должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать музыкально-дидактический материал на уроке музыки в начальной школе необходимо не только с учетом методических достижений прошлого, но и применять те способы, технологии, которые пригодятся: в будущем.
«Естественно, такая школа требует и новых подходов к учебному процессу, новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в музыкально-педагогической деятельности, других областях, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность современной школы» [1].
Не случайно в национальной инициативе «Наша новая школа» считается, что «модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентоспособным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбрать свой профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [1].
Исходя из этого, сегодня в школе идет процесс переосмысления сущности и качества музыкального образовательного процесса. Актуальным становится вопрос о том, как научить учащихся воспринимать и понимать художественный контекст изучаемых музыкальных произведений, с учетом инновационных подходов.
Работа над художественным образом вокально-хорового произведения – это целенаправленный музыкально-педагогический процесс по формированию у детей способности переживать, понимать, любить и оценивать явления музыкального искусства, духовно обогащаться в ходе музыкальной деятельности. Средством, с помощью которого осуществляется работа над художественным образом вокально-хорового произведения, служат различные виды музыкальной деятельности: активное слушание (восприятие), сообщение-эссе об истории создания произведения, с использованием Интернет-ресурса, вокальное исполнение педагогом, или в записи, использование разнообразного раздаточного материала по тематике музыкального произведения. Но, пожалуй, самое важное в проведении уроков музыки – это умение учителя заинтересовать ребят музыкой, разнообразным миром музыкальных образов. Вот здесь-то и начинаются самые сложные задачи, от решения которых зависит в дальнейшем отношение ребят к музыке, как явлению культуры в жизни человека и общества в целом.
В чем мы видим суть инновационных подходов к современному уроку музыки, к процессу постижения художественного образа вокально-хоровых произведений? Прежде всего, это изменения и совершенствование учебно-методического процесса, его организации и в частности, необходимость шире использовать творческие диалоги, диспуты с учащимися для установления устойчивой обратной связи.
- Чрезвычайно важно формировать у обучающихся ценностное отношение к окружающему миру, родителям, учителям, друзьям, к позитивной деятельности, учебе и так далее. Нужно помочь им изменить отношение к получению музыкально-теоретических представлений и знаний; оно должно стать ценностным. И здесь огромные потенциальные возможности для творческого диалога учителя и учащихся.
- Необходимо обеспечить учеников учебно-методическим сопровождением. Нужно разрабатывать презентации, с ярким хоровым исполнением изучаемых произведений, применять в музыкально-педагогическом процессе новое поколение учебников, учебных пособий, экспериментальных элективных курсов, нужны проблемные консультации с учителями гуманитарного блока, родителями учеников.
- Особого внимания требует организация домашней (самостоятельной) работы учащихся. Необходимо учить молодое поколение самостоятельно добывать знания.
- И главное, сам учитель музыки должен быть другим: он должен прежде всего научиться понимать и принимать современного растущего человека, сформировать позитивную концепцию «Я — учитель», «Я — воспитатель», «Я — личность», «Я — профессионал».
Таким образом, реализация интеграционного подхода в классе дирижирования, в работе над художественным образом хорового произведения (творческие дискуссии, диалоги, тестирование, деловая игра, «мозговой штурм», использование Интернет-ресурсов, пробуждает и укрепляет эмоциональные и рациональные элементы музыкального восприятия, способствует формированию эмоционально-образной сферы, интеллектуальной осведомленности и накопления опыта в практике освоения вокально-хоровой грамотности. Отметим, что хоровое искусство наиболее действенно влияет на проявление творческой инициативы детей, их готовности заниматься музыкой, искусством. Известно, что глубина духовных и нравственных убеждений учащихся в процессе работы над художественным образом вокально-хоровых произведений зависят от степени их проникновения в эмоциональную область их сознания. Именно поэтому на развитие и совершенствование эмоционально-образной сферы ученика направлены все виды инноваций художественного и музыкально-эстетического образовательного процесса, как составляющих интеграционного процесса..
Чувство удовлетворения от сознания собственной полезности порождает желание добиться еще больших успехов в овладении исполнительским мастерством, формирует потребность трудиться, настойчиво и целеустремленно добиваться успехов в учебе, преодолевать трудности, что связано с формированием и проявлением волевого начала, самостоятельности, творческой активности
Таким образом, задача будущего учителя музыки заключается в том, чтобы музыкально-образовательный процесс урока музыки в общеобразовательной школе был направлен не только на изучение музыкальных произведений программы, их художественно-эстетической ценности, но также и на оптимизацию всех сущностных сил учащихся, формирование их духовного мира, с целью привить им определенные морально-нравственные качества, нормы поведения и активной жизненной позиции; оказывать помощь в социализации, выборе мировоззренческих позиций, воспитывать чувство ответственности и коллективизма.
Литература
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Президент РФ Д. Медведев. Приказ № 271 от 4 февраля 2010г.
- Сафронов Б. В. Г. Инновации в музыкально-педагогическом образовании / Б. В. Сафронов // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 121 – 126.
- Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. – 2009. – Федеральный выпуск № 5038 (214). — С. 12-18.