Наследие духовно-нравственных традиций в патриотическом воспитании подрастающего поколения (на музыкальном материале русского Православия)

Озерова И. С. ПДМ -114, Грязнова Т. М.

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», Саранск

Сегодня очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православная культура нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно оттого, что из душ современных школьников исчезают любовь и уважение, сострадание и сочувствие, милосердие, мораль и нравственность, – вечные ценности, которые не имеют временных границ, они актуальны во все эпохи и времена. И без духовной помощи православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивалась на протяжении столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия в молодежной среде не возникала как таковая.

Патриотическое воспитание является частью духовно-нравственного воспитания Духовно-нравственное становление личности в процессе музыкального воспитания можно уподобить духовному производству, то есть производству сознания ребенка в общественной форме. Общественное сознание растущего человека подразумевает формирование философских, религиозных, правовых, научных, художественных, моральных представлений, понятий и суждений. Их постепенная выработка позволяет формирующейся личности интегрироваться в социальную систему. Важным фактором духовно-нравственного воспитания является его самоопределение как гражданина России, принятие им традиций, ценностей родной страны. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение усваивается содержание таких понятий, как «Отечество», «Малая родина», «Родной язык», «Моя семья», «Мой род», «Мой дом» и другие [2, с. 56].

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в нравоучительных истинах Нагорной проповеди – заповедей. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивавших духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских (ими считались все, принявшие православие, а не только великороссы) людей в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите Православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси [3, с. 29].

Патриотизм включает в себя такие ценности, как любовь к своему народу, любовь к своей «малой Родине», служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (годы патриаршества 1990-2008) так раскрыл духовно-нравственную сущность этого понятия: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» – это то же самое, что бездомный человек» [2, с. 52].

Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. В православном вероучении известны слова Серафима Саровского: «… спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся». То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением…» [Цит. По: 2, с. 54].

Церковь причислила к лику святых множество воинов, а в богослужениях взывает о помощи свыше для «христолюбивого воинства». Причем были прославлены как полководцы, так и рядовые воины, как мученики, так и преподобные, как отдельные лица, так и целые группы.

Федор Федорович Ушаков, выдающийся государственный деятель, прославленный адмирал великого Российского флота и непобежденный ни в одном сражении флотоводец, является одним из примеров служения Отечеству и заботы об общественном благе. Он преданно служил во благо своего народа и своей Родины. Вместе с тем он всегда оставался человеком глубокой веры во Христа Спасителя, строго приверженным православным нравственным началам [3, с. 32].

Православная вера – важнейший фактор, обеспечивающий духовное единство народа. Именно поэтому защита русской земли на протяжении многих веков приравнивалась к защите православия, и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси. Православная вера и любовь к Отечеству – едины. Подтверждение этому мы находим и в государственной символике Российской Федерации. Великомученик Георгий Победоносец, олицетворяющий покровительство и защиту ратных людей, украшает Государственный герб нашей Родины. Он же изображен на символах столицы России. Вспомним слова Государственного гимна Российской Федерации (слова С. Михалкова):

Россия – священная наша держава.

Одна ты на свете! Одна ты такая

Хранимая Богом родная земля!

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

А сохранить процветание Родины возможно. Нужно только возродить механизмы передачи православных традиций патриотического воспитания новым поколениям. В гимне есть слова: «Предками данная мудрость народная!». В современных условиях возродить эту мудрость народную! – стало насущной проблемой государства, образовательных учреждений, общества, семьи. Единственный путь к величию нашего Отечества — это взращивание основ духовности, нравственности, созидание святости в себе, стремление к праведной жизни у подрастающего поколения.

Музыкальное искусство православной ориентации является важной частью процесса музыкального воспитания в современной школе (И. В. Кошмина), так как позволяет эффективно воздействовать на эмоциональную сферу и чувства ребенка, на его внутренний мир. Оригинальная интонационно-стилистическая манера хорового письма, вобравшая в себя элементы знаменного распева, довольно трудна для восприятия не подготовленному слушателю. Очевидно, исходя из этого, пониманию и восприятию музыки православной традиции должна предшествовать поэтапная подготовительная работа учителя музыки [1, с. 102] .

Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью. И дело не в том, что Российское государство или система российского образования ставят своей целью воспитать безнравственное, жестокое, незаконопослушное молодое поколение, а в том, что в условиях заимствования у запада свойственных ему моделей и ориентиров – расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства – оно растет именно таким. И здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. В каждом человеке от рождения заложены духовные начала, и в течение всей жизни он должен стремиться не только к физическому развитию, но и к духовному росту. Соединить в себе личное и общественное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, пришедшего в этот мир.

 

Литература

  1. Кошмина, И. В. Русская духовная музыка / И. В. Кошмина. – М. : Владос, 2001. – 156 с.
  2. Никандров, Н. А. Проблема духовного воспитания школьников / Н. А. Никандров // Педагогика. – 2014. – № 4. – С. 50-56.
  3. Якутина, О. Н. Познать духовную связь о преподавании духовной музыки в школе / О. Н. Якутина // Музыка в школе. – 1990. – № 4. – С. 26-33.

Добавить комментарий