Романова Е. О. (ПДМ 114), Грязнова Т. М.
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск
Хоровое пение является одним из ведущих видов музыкальных занятий учащихся и наиболее доступный вид музыкальной деятельности для всех школьников образовательных учреждений, независимо от социальной принадлежности, все, что необходимо иметь для занятий в хоре, – это музыкальный слух, голос и желание петь. Школьные хоры являются коллективным видом исполнительства, объединяющим участников-исполнителей единым творческим процессом, воспитывающим коллективное начало в каждом, выполняют ведущие задачи в музыкально- эстетическом воспитании и образовании учащихся.
Руководитель хорового коллектива (учитель музыки) формирует у детей определенные певческие навыки, развивает культуру выразительного и эмоционального исполнения хоровых произведений различных жанров хоровой музыки. Развитие исполнительской культуры, исполнительского мастерства школьников немыслимо в отрыве от задач общего музыкально-эстетического образования, поэтому формирование певческого голоса, овладение определенными вокальными навыками понимается передовыми педагогами не как самоцель, а как одно из основных условий успешного музыкально–эстетического воспитания детей, то есть культуры музыкального восприятия и исполнения. Но, пожалуй, важнейшей задачей школьного учителя музыки, хормейстера, является раскрытие духовного потенциала каждого ребенка, формирование его нравственных качеств.
Сегодня очевидно, что без духовности, которую несет с собой хоровая культура православная нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно оттого, что из душ современных школьников исчезают любовь и уважение, сострадание и сочувствие, милосердие, мораль и нравственность, – вечные ценности, которые не имеют временных границ, они актуальны во все эпохи и времена. И без духовной помощи музыкального искусства православия – русской духовной музыки просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивалась на протяжении столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия в молодежной среде не возникала как таковая.
Музыкальное искусство православной ориентации является важной частью процесса музыкального воспитания в современной школе (И. В. Кошмина), так как позволяет эффективно воздействовать на эмоциональную сферу и чувства ребенка, на его внутренний мир. Оригинальная интонационно-стилистическая манера хорового письма, вобравшая в себя элементы знаменного распева, довольно трудна для восприятия не подготовленному слушателю. Очевидно, исходя из этого, пониманию и восприятию музыки православной традиции должна предшествовать поэтапная подготовительная работа учителя музыки [2, с. 102] .
В последнее время, организация и проведение концертов, фестивалей, конкурсов русской духовной музыки в больших и малых городах России, свидетельствуют о возрождении традиций и культуры хорового исполнительства в общеобразовательных и музыкальных школах, детских хоровых студиях, центрах эстетического воспитания.
Основной целью современного музыкального образования является воспитание и развитие личности младшего школьника, его духовно-нравственной сферы, навыков музыкального исполнительства (пение, игра на простых музыкальных инструментах). Достижение этих целей невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющей частью которой является и музыкальное хоровое искусство.
Важной гранью воспитания и развития личности является духовно-нравственное и музыкально-эстетическое воспитание учащихся. Именно младший школьный возраст, в котором преобладает эмоционально-чувственный примат при восприятии окружающей действительности, является наиболее сложным в воспитательном процессе. Чувства и переживания, которые вызывают художественные образы произведений музыкального и изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой самосознания. Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему (духовному) миру человека, способности познавать свое «Я», осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности в учебно-образовательном и воспитательном процессе на этом этапе обучения (младшие классы) невозможно компенсировать в дальнейшем [3].
Задачи школьного хора как вида музыкального искусства сформулировал Д. Б. Кабалевский: «Умение слышать самого себя, своих товарищей по хору и сопровождение, не говоря уже об ощущении стиля данного композитора и понимания характерных особенностей данного произведения – вот что надо, прежде всего, воспитывать в учащихся на их собственном исполнительском опыте»[1, с. 84]. Для того, чтобы сделать это возможным, школьному хоровому коллективу необходимо овладеть вокально-хоровыми навыками, то есть определенными техническими приемами. Владение навыками хорового пения – это непременное условие правильного звучания, но оно не всегда ведет к раскрытию художественного замысла композитора. По этому поводу сошлемся на авторитетное мнение выдающегося хормейстера и композитора – П. Г. Чеснокова: «Исполнение, передачу сочинения не следует смешивать с хоровой звучностью как таковой: при хорошей хоровой звучности может быть антихудожественная, даже безграмотная передача сочинения» [3, с. 25].
Занятия хоровым пением, с одной стороны – искусство, творческий процесс, с другой – учеба, требующая от школьника волевых усилий, преодоления трудностей, напряженного внимания. Регулярные, целенаправленные внеклассные занятия развивают у учащихся не только музыкальные способности, художественный вкус, то есть то, на что непосредственно направлено внимание хормейстера, но также память, творческую активность, умение трудиться, ответственность, требовательность к себе и товарищам, трудолюбие.
Одним из наиболее важных аспектов музыкально-эстетического воспитания и формирования художественного вкуса учащихся на уроках музыки и занятиях хора – является дидактически правильно выбранный репертуар, с учетом возрастных особенностей учащихся, их опыта музыкальной деятельности, культурным уровнем и опытом (музыкальная осведомленность). Проблема репертуара всегда актуальна, поскольку музыкально-эстетическое воспитание – это формирование духовного и интеллектуального мира ребенка с помощью музыки (хоровых произведений), поэтому очень важно, на каком материале оно осуществляется. Спецификой школьного хорового коллектива являются его объективно-субъективные отношения: с одной стороны, хор является объектом воспитания, с другой – выступает как субъект, так как концертная форма общения со слушателями превращает его в воспитателя. Таким образом, в условиях школьного хорового коллектива, репертуар не только является главным стержнем идейно-художественной и воспитательной работы, но и оказывает большое воспитательное воздействие на слушателей.
Обращение к литургическому наследию, освоение жанров русской духовной музыки актуально на сегодняшний день. Для многих детей класса – это что-то новое и непонятное. Пусть это будет обиходный распев тропаря или песни Богородицы. Учителю необходимо постепенно, на хорошем профессиональном уровне рассказать и исполнить (что особенно важно). Ознакомление с особенностями исполнения Русской духовной музыки, передача внутреннего содержания глубоких духовных истин, поистине, этот очень сложная задача для взрослого исполнителя, не говоря уже о учащихся начальной школы.
По мнению И. В. Кошминой, социальная роль хоровой деятельности в школе возрастет, если его участники осознают силу и цель своей музыкальной деятельности, которая заключается в том, что несут исполнители-хористы своим искусством слушателю: «…Нет лучшего пути, чтобы убедились они в том, что все в жизни, в том числе и искусство, существует для многих, для людей, а не только лишь для себя, что ценность человека определяется, прежде всего, тем, что он дает другим людям…» [2, с. 22].
Итак, хоровая работа над произведениями литургических жанров, на уроках музыки, хоровых занятиях в школе – является основным фактором формирования музыкальной и духовной культуры младших школьников, в ходе реализации задач как духовно-нравственного, так и музыкально-эстетического воспитания. Участие младших школьников в занятиях хоровых кружков, студиях позитивно воздействует на процесс формирования и развития общей культуры, накопление опыта музыкальной деятельности. Слушая и исполняя не сложные произведения русской духовной музыки на хоровых занятиях, школьники знакомятся с певческой культурой исполнения, приобретают навыки хорового пения и позитивный настрой в коллективной деятельности:
— ребята знакомятся с новыми музыкальными интонациями православной музыки, их слуховой опыт обогащается знанием новых произведений и жанров;
— в коллективе ребенок раскрывается, его легче узнать, обучать и направлять;
— участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои поступки и действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки);
— заметим, что участники хора (класса) самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был достигнут упорным трудом и волей;
— в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-эстетические средства, положительно воздействующие на младшего школьника, усиливая позитивные влияния и нейтрализуя отрицательные.
Литература
- Кабалевский, Д. Б. Каждый класс – хор /Д. Б. Кабалевский // Музыка в школе. – 1983.– № 13.
- Кошмина, И. В. Русская духовная музыка / И. В. Кошмина. – М. : Владос, 2001. – 156 с.
- Никандров, Н. А. Проблема духовного воспитания школьников / Н. А. Никандров // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 50-56.
- Чесноков, П. Г. Хор и управление им / П. Г.Чесноков. – М. : Просвещение, 1961. – 245 с.
- Цит. по: Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя / Ю. Б. Алиев. – М. : Владос, 2000. – С. 20 – 25.