РОЛЬ АУТЕНТИЧНОЙ ВОКАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ ПЕНИЮ

Дубровина М. Ю., студентка 4 курса,

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

Обучение народному пению – сложный многоаспектный процесс. Используя стремление учащихся к овладению народно-певческим исполнительством, педагог способствует формированию его творческой личности. При этом особо важно осознать ведущую роль слова в процессе развития учащихся, постигающих многовековую мудрость самого народа, которая впитывалась жителем традиционной деревни буквально «с молоком матери». У обучающихся, чаще всего городских жителей, фольклорное воспитание отсутствует. Поэтому процесс обучения необходимо построить таким образом, чтобы фольклорный песенный материал был максимально «присвоен» и осознан. Это ставит перед учителем музыки следующие задачи:

  • формирование креативного мышления обучаемого применительно к сфере народного пения;
  • развитие народно-певческих навыков, становящимися естественными и автоматическими в процессе пения в народной манере;
  • формирование народно-певческого слуха.

Аутентичного певца формирует сама жизнь. Одна из важнейших задач обучения ‒ максимально восполнить недостаток фольклорных впечатлений, которых учащийся не может получить сам, живя в условиях городской цивилизации; развить необходимые творческие навыки и профессионализм на базе полученных впечатлений.

Формирование народного певца в аутентичной фольклорной среде начинается в самом раннем детстве и продолжается в период любознательного слушания. В общеобразовательной школе этим этапам соответствуют периоды пассивного прослушивания аудиозаписей, а также знакомство с жизнью традиционной деревни и звучанием реальных народных голосов. Этот процесс сопровождается сначала рефлекторным подпеванием, а затем и представлением собственного участия.

Фольклорному периоду «ролевого включения» (вхождения в самостоятельную жизнь) у обучаемого соответствует период освоения разножанрового народно-песенного материала, зачастую с воспроизведением обрядовых деталей и элементами театрализации. Переход к спонтанному тембровому выражению зрелого аутентичного певца соответствует, в случае обучающегося народному пению, фазе активизации творческого использования достигнутых навыков. На следующем этапе учитель музыки совместно с учащимися создает концертные программы – сольные и ансамблевые, и начинающий народный певец включается в концертную деятельность, продолжая совершенствование на практике.

Современный учащийся не может уже вернуться к первоначальному тембровому синкретизму. В процессе освоения народно-песенного языка и народно-певческой речи учащимся необходимо стремиться столь глубоко вжиться в песенный фольклор, «присвоить» его, сделать органичной частью себя, чтобы полностью слиться с «материалом» и добиться предельно правдивой передачи его.

Поэтому отношение к песне, собственно пение всегда предполагает «вжитость» в содержание, стремление достичь «состояния пребывания в содержательном действии песни» как части человеческой сути, как выразителя человеческих чувств, мыслей, представлений о красоте и жизненных ценностях.

Наличие вокальной терминологии в традиционной народно-певческой культуре является показателем сформировавшейся в том или ином народе певческой эстетики, откристаллизовавшейся веками системе выразительных исполнительских средств, которые сформировались под влиянием слуховых восприятий эталонов певческого тембра.

Мы представим результаты «вживания» в народную «терминологию», касающуюся эстетических и, практически всегда, тембровых характеристик народного пения, которые можно использовать при обучении школьников.

Приводимая далее информация не является словарем. При составлении данного списка мы пользовались народными выражениями, приводимыми в трудах В. М. Щурова, С. Л. Браз, Т. В. Дигун, А. С. Кабанова, Т. В. Кирюшиной, Е. А. Геворкян и др.

Словарь аутентичной вокально-тембровой терминологии

Артель, гурт – спетая, вокально и художественно сформированная певческая группа, коллективный тембр голосов, который образует тембровую гармонию, тембровое слияние.

Бас – 1) низкий голос (как мужской, так и женский) с усиленной областью нижних обертонов в тембре; 2) роль (функция) голоса в певческом ансамбле; 3) способ пения с усилением области НПФ, в том числе и высоким голосом («Пой басом»); 4) «держать бас» – петь в ансамбле основную партию, для которой необходимо яркое исполнительское начало, выраженное в повышенном эмоциональном тонусе и обертонально насыщенном тембре; 5)«тянуть басом» – подчеркивать функцию нижних голосов с соответствующей тембровой окраской; 6) «басовать» – петь нижнюю партию в ансамбле с активным использованием грудного резонатора, обеспечивающего НПФ при наличии другого типа голоса.

Взводить (голосом) – вести верхний подголосок, высокая тесситура изложения которого подчеркивается тонусным эмоциональным исполнением и наполненностью тембра голоса обертонами.

Возносить (вознесть, вознясу) – петь верхний подголосок, легко и свободно парить над другими голосами. Достигается головным резонированием, ярко выраженной ВПФ, что придает голосу полетность. «Возносящий» голос вокально гибок, «вертикально направлен».  Определение указывает и на тесситурную высоту, устремленность голоса вверх, и на его тембровые качества полетности.

Вместе на поворотах – в этом выражении обращается внимание на согласованность певческих действий в ответственные моменты интонирования мелодий, в местах ритмических и интонационных «поворотов». Согласованность пения обеспечивается общим эмоциональным состоянием певцов, синхронностью произношения, слаженностью голосов в распевах, единством ощущения ритмической пульсации, скорости движения мелодии и ее вариантов.

Вольный голос – тембр голоса, адекватный психофизическому состоянию певца, т. е. сильный, свободно льющийся, полнозвучный голос. Представляет динамически яркий, тонусный, полетный (с ярко выраженной ВПФ (высокой певческой формантой)) звук. «Вольный» (тембр) голоса достигается в момент высокого творческого вдохновения.

Вопить (голосить) – интенсивное голошение, сходное с интенсивным плачем-криком. Высокая тесситура «воплей» объясняется экстатикой  исполнения на предельной динамике звука. При этом тембр получает максимально открытую окраску.

Выводить (голосом) – петь импровизационно, «играя» гласными, тембром, используя мелизматику, слоговые распевы, интонационную выразительность речи.

В сторону (выражение: «У нее голос – в сторону, то вон туды, то вон сюды тянет») – подчеркивает нестабильность в интонировании, нарушение баланса обертонов в голосе певца, что нередко порождает звуковысотную неустойчивость в интонировании. Это может возникать вследствие неопытности певца, слабой координации между слухом и голосообразовнием.

Вьются (голоса) – в выражении отмечаются такие высокие качества голосов, как подвижность в передаче интонационных мелодических изгибов и способность гибко ансамблировать: сплетаться и расходиться, чтобы вновь слиться. Достигается на основе искусства внутрислоговых распевов, мелизматики, использования мягкой певческой атаки, тембровой ровности на протяжении всего диапазона и регулированием подскладочного давления.

Голос к голосу подходит – гармония тембров, достигающаяся единым способом голосообразования и общностью духовно- эмоционального состояния певцов.

Гукать (гукания) – исполнительский художественно-выразительный прием, применяемый в веснянках, весенних закличках. Исполняется на предельно громкой (певцы говорят «скричим») динамике звука в высокой тесситуре. Достигается активным головным резонированием, интенсивным певческим дыханием ( с активным последующим сбросом его). При этом твердая атака звука сопровождается глиссандированием голоса и его спадом со звуковой вершины вниз (обычно на слоги  «Гу»,  «Ау», и т. п.). Исполнение гуканий отличается особой звуковой яркостью, резонативностью звучания.

Жаворонок (в выражении «поёт как жаворонок») – образное сравнение, характеризующее наличие высокой певческой позиции у певца, его незаурядный голос и мастерство. Употребляется обычно по отношению к голосам с красивыми, «переливающимися», «играющими» тембрами. Яркая выраженность высокой певческой форманты придает этим тембрам необыкновенную полётность, свободу и легкость звучания. В сочетании с ярко выраженной  тембровой окраской эти голоса буквально завораживают.

Зареветь (реветь) – означает напористый громкий причет с грудным  резонированием. При этом тембр «ревущего» голоса приобретает звучание громкого грубого голошения. Дыхание интенсивное, звуковой поток резок и прямолинеен. Используется как характерный прием.

Звонкий (голос) – с присущим тембру звоном. Звонкий голос обладает способностью преодолевать большие расстояния  благодаря наличию в нем обертонов ВПФ. Определение связано с образным сравнением тембра голоса с металлическим звоном колокольчиков, серебра.

Зычён, зычный (голос) – так характеризуется яркий, обертонально насыщенный тембр, которому присуще интенсивное грудное резонирование, динамическая сила, напористость подачи звука, активное действие дыхательных органов  и повышенное эмоциональное состояние, певческий тонус.

Канарейка (в выражении «поет как канарейка») – так характеризуется пение пронзительное, жалобное, с плачевыми интонациями в высоком регистре, «забирающее душу».

Кричать – петь звонким, напористым звуком, с предельной динамической яркостью. «Пробивной», прямой звук достигается интенсивным дыханием и активной артикуляцией. Этим приемом («скричать») исполняются календарные песни (например, заклички) и некоторые («нахальные») частушки.

Ладно (петь) – одобрительная оценка качества пения. Относится к ансамблевой согласованности, тембровой гармонии, тембровой взаимодополняемости. От слова «ладить», т. е. находиться в согласии, любви, гармонии.

Малиновый (голос) – в определении отражается синестезия восприятия обертонально наполненного, ярко красочного, переливчатого тембра голоса. В народе «малиновый» означает глубокий красный, т. е. очень красивый. Как малиновый оттенок образуется при наложении красного (низкочастотного) и фиолетового (высокочастотного) участков оптического спектра, так и «малиновый» тембр голоса складывается в народном представлении – на соединении и взаимодействии всех певческих формант. Название отражает особое эстетическое совершенство, соединяющее в себе духовное и материальное начала («малиновый» звон колоколов), сладостность звучания («как ягода-малина»).

Не подладишься (под голос) – т. е. не найдешь необходимый тембровый консонанс по отношению к звучащему голосу из-за его особой специфичности.

Не тянется (голос) – в голосе отсутствует проточность, ослаблена дыхательная функция. Термин может быть использован применительно к «отслужившему» голосу старого человека с разбалансированным певческим механизмом. Певец также может быть уставшим, не в певческой форме.

Орать – 1) в определенных жанрах (плясовых, закличках, частушках)  — пронзительно петь при особом эмоциональном накале чувств и прямой подаче звука (в значении «громко петь» употребляется в быстротемповых песнях с силлабическим стихосложением); 2) в народном выражении «орет как выпь» – характеристика громкого пронзительного прямолинейного форсированного звука при переизбытке подскладочного воздушного давления (этим дается оценка звучания голоса, как  режущего слух, эстетически несовершенного).

Перехват (голоса) – в выражении «петь с перехватом» так определяется дыхательная функция при пении, когда продолжительный (долгий) звук (слог, фраза) требует дополнительного дыхания, что может происходить из-за 1) использования спорадического дыхания; 2) словообрыва; 3) от старости, ослабления дыхательной функции.

Повышать (голос) – означает 1) тонусное пение, когда «повышение» оправдано накалом эмоций певцов (оно происходит одновременно у всех певцов ансамбля, плавно доходя до 0,5 – 1 тона; 2) усиление динамической силы звука.

«Под рот» – «под язык» (петь) – имитировать голосом звучание инструмента. Используется как «сопровождение» в исполнении частушек, страданий. Достигается особым  (например, под гармошку, под балалайку) приближением (имитацией) к звучанию какого-либо инструмента путем артикулирования скороговорочного характера.

Подлаживать – т. е. подстраивать тембр под общее звучание (поиск тембрового соответствия).

Полетел (голос) – так определяется способность голоса лететь на большое расстояние благодаря активному задействованию головного резонирования.

Пологий (голос) – мягкий тембр, плавное звуковедение. Характерен для исполнения лирических песен («для себя»).

Протяжение в голосе – полнозвучность, объемность тембра голоса, большое певческое дыхание, что выражается наиболее ярко в длительных распевах протяжных песен.

Прямой (голос) – 1) тембр без вокального вибрато; 2) в выражении «у ней голос-то прямой, ей с другими не спеть» —  означает резкий тембр и форсированную звукоподачу,  неумение певца управлять подскладочным давлением.

Покучерявей (петь) – «раскрасить» мелодию тембровыми «переливами», характерными интонациями, мелизматикой, слоговой распевностью.

Придерживаться (в пении) – т. е. контролировать певческое внимание на моментах ансамблирования, постоянно корректировать свое пение, не «уклоняться» от общей гармонии звучания, темброво сливаться.

Реветь – 1) причитать; 2) громко петь на прямолинейном звуковом потоке.

Резче (выговаривать) – т. е. четче произносить текст. – Установка на более активную целенаправленную, концентрированную работу артикуляционного аппарата.

Серебристый (голос) – так характеризуется тембр высокого легкого голоса, обладающего вокальной гибкостью, техничностью, полетностью, тембровой красотой. В определении сочетаются слуховые и зрительные ассоциации, связанные со «звонкого металла звоном и мерцанием искрящегося серебра».

Соловей (в выражениях «петь, как соловей» и «заливаться, как соловей») – т. е. петь совершенно с точки зрения  исполнительского мастерства. Наличие незаурядных вокальных данных, редкостной красоты тембра голоса. – Певец, доставляющий своим пением эстетическое наслаждение.

Тараторки, трикатушки, тырырыкалки, тырырыки – обычно означают частушки со скороговорочной артикуляцией  и с припевом типа «тирари».

Трещать, как трещотка – оценочное определение – петь громко и бессмысленно, мелодически неопределенно, без донесения логических акцентов, без содержательной выразительности.

Толстый (голос) – низкий женский голос с ярко выраженными грудными обертонами.

Тонкай (голос) – 1) верхний голос в ансамбле; 2) верхний подголосок при октавном удвоении нижнего голоса; 3) тихое, нежное пение лирической песни «узким» тембром – близкой подачей звука на соединении регистров.

Чуять (в пении) – чувствовать тембровую гармонию голосов в ансамбле, ощущать единство фонационного режима и эмоционально-духовное родство певческой общины.

Само существование подобной области языка есть результат существования соответствующей области эстетического сознания. Отсюда имеем триаду «сознание – язык – пение», которая в народе существует как единое целое, являясь ориентиром в обучении народному пению.

Добавить комментарий