ПОДГОТОВКА К ДУХГОЛОСНОМУ ПЕНИЮ В ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Демкина, Е. П. магистрант 1 курса,

Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

Творческая деятельность хоровых коллективов детских музыкальных школ играет исключительно важную роль в совершенствовании общих и специальных способностей своих воспитанников. К планомерной работе над освоением умения исполнять хоровые произведения двухголосного вида приступают тогда, когда в пении детей начинают проявляться тембральные признаки, характеризующие классификационную типологию голоса – сопрано (дискант), альт, т. е., примерно, с 9-летнего возраста. Поскольку многоголосное хоровое пение является «ансамблем вокальных унисонов»  (В. Краснощеков), крайне необходимо, чтобы школьники на момент начала освоения 2х-голосия, уверенно владели базовыми вокально-хоровыми навыками (дыхание, звукообразование, звуковедение, нюансировка, чистота звуковысотного интонирования) [1].

Пение на два голоса, по сравнению с унисонным, для детей качественно новый, более высокий, уровень музыкального восприятия и исполнительского интонирования. Процесс его освоения строится, главным образом, на развитии гармонического слуха и расширении арсенала вокально-хоровых навыков и умений учащихся.

К третьему году занятий в ДМШ учащиеся накапливают некоторый опыт владения навыками игры на музыкальном инструменте и сольфеджирования, который, в плане осуществления междисциплинарных связей, необходимо актуализировать для интенсификации процесса вокально-хорового обучения. Существенную поддержку в достижении позитивных результатов на данном направлении может оказать включение в аудиторную работу детей индивидуальных опросов-прослушиваний, предполагающих одновременное вокальное и инструментальное исполнение отдельных фрагментов из разучиваемых произведений и 2х-голосных вокальных упражнений.

Реализация метода единовременного интонирования хорового произведения на музыкальном инструменте и голосом требует предварительной подготовки. Прежде всего, учитель должен обеспечить каждого учащегося раздаточным нотным материалом, в который входит заранее подготовленный комплекс 2х-голосных вокальных упражнений и партитур, планируемых для работы с хором произведений. Предназначенные для самоподготовки ноты должны быть адаптированы к вокальным и пианистическим данным учащихся. В фортепианных редакциях хоровых партитур следует стремиться к графической ясности оформления музыкального и литературного текстов, к проставлению удобной аппликатуры, к точному обозначению исполнительского темпа, штрихов, нюансов, мест для взятия певческого дыхания. Помимо этого, в партитурной записи желательно фиксировать ориентиры-сигналы, предупреждающие певцов о необходимости проявлять повышенное внимание к воплощению узловых моментов в развитии музыкального произведения или к исполнительскому преодолению технологически сложных его моментов. Интонационными ориентирами-сигналами здесь могут стать созвучия, относящиеся к фразировочным вершинам структурных построений, тесситурно напряженные звуки, эпизоды, требующие работы над достижением чистоты хорового строя и всех видов ансамбля (ритм, динамика, агогика и др.).

Фортепианное исполнение 2х-голосных полифонических партитур, на наш взгляд, целесообразней осуществлять двумя руками, чтобы в произведениях для однородного хора при тесном расположении созвучий можно было технически более непринужденно и рельефно оттенять исполнительские подробности линеарного развития самостоятельных голосов. Если фортепианное исполнение хоровых сочинений на начальном  этапе помогает облегчить процесс вокального освоения 2х-голосия и развитие гармонического слуха, то пение хоровых партий, в свою очередь, способствует выработке у пианистов ощущения вокально-интонационной напряженности интервальных сопряжений в мелосе. О том, насколько актуальна проблема воспитания ладового чувства у инструменталистов, отмечал профессор С. Савшинский: «Если пианист с одинаковой легкостью «шагает» на близкий и далекий интервал, если он равнодушен к тому будет ли это консонирующий или диссонирующий интервал, остается ли он в пределах лада или же выходит за его пределы, то это означает, что пианист не слышит выразительности мелодии. И, конечно, не может выразительно ее интонировать» [2].

На начальной фазе формирования навыков двухголосного пения полезно обратиться к уже известному по занятиям в хоровом коллективе и классе сольфеджио материалу. Первая группа несложных по мелодическому и ритмическому рисунку подготовительных упражнений должна опираться на контрастный вид двухголосия. В одной из хоровых партий этих упражнений сольфеджируются  3-, 4-, 5-ступенные звукоряды, обращения трезвучий (T, S, D), различные варианты мелодического опевания основных ступеней лада, а в другой – ритмически выдержанные педальные звуки. Во вторую группу включаются упражнения, основывающиеся на противоположно направленном движении мелодий, в третью – содержащие каноническое строение, в четвертую – параллельное движение в интервал квинты или терции, в пятую – краткие наиболее интересные и полезные в учебном плане фрагменты из произведений текущего репертуара.

Положительный эффект от исполнения 2х-голосных экзерсисов будет тем выше, чем лучше учащиеся будут осознавать закономерности ладового интонирования консонирующих и диссонирующих интервалов в последовательном и одновременном звучании (П. Г. Чесноков,                        В. И. Краснощеков). Для развития навыков многоголосного пения очень полезно, чтобы артисты хора научились: «мысленно» интонировать свою партию «про себя» или с закрытым ртом, а по сигналу дирижера переходить на viva voce; исполнять мелодическую линию всего упражнения (произведения); временно обмениваться исполнительскими ролями так, чтобы, например, сопрано воспроизводили II голос, а альты – верхнюю партию; находить интервальным способом звук начального или фразировочного вступления после инструментального введения (интермедии, паузы); определять абсолютную высоту звуков нижнего голоса в устных диктантах; индивидуально исполнять свою хоровую партию a cappella.

Программа хорового класса учащихся третьего класса ДМШ составляется с учетом имеющегося у коллектива исполнительского опыта и перспектив его дальнейшего развития. Взятые в репертуар произведения должны отличаться несомненными художественными достоинствами, педагогической целенаправленностью, разнообразием стилей, жанров и форм, быть понятными детям по образному содержанию и доступными по технике воплощения. Замечательным материалом для освоения первоначальных навыков 2х-голосного пения могут стать образцы народного песенного творчества, песни-каноны и авторские песни диалогического характера, в которых музыкально-поэтический  текст можно распределить между «персонажами» произведения – партиями хора.

Индивидуальный подход к каждому участнику хора – непременное условие контроля над состоянием качественной стороны вокального развития учащихся. Являясь составной частью учебной деятельности, индивидуальные и групповые прослушивания-опросы могут проводиться в форме проверки домашних заданий, которые назначаются занимающимся в конце каждой репетиции. Содержание и объем заданий, а также методика работы над их выполнением должны быть детально разъяснены детям и поняты ими.

Регулярное участие в прослушиваниях повышает ответственность участников коллектива за качество приобретаемых умений и навыков, стимулирует учебную деятельность, повышает уровень как вокально-хоровой, так и специальной инструментальной подготовки.

 

Список использованных источников

 

  1. Краснощеков, В. И. Вопросы хороведения / В. И. Краснощеков. – М. : Музыка, 1969. – 299 с.
  2. Савшинский, С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением / C. И. Савшинский. – М. : Классика-XXI, 2004. – 192 с.

Добавить комментарий