ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ»

УДК 376(033)

ББК 24.56

 РОМАШКИНА ЕЛЕНА

студентка, факультет педагогического и художественного образования,

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Ключевые слова: звукообразование, атака звука, звуковедение.

Аннотация: В статье рассматриваются пути формирования правильного звукообразования как фактора выразительного пения.

 

Formation of skills ccorrect sound formation at younger schoolboys during the course MUG «Vocal»

 Romashkina ELENA

student, Faculty teaching and art education,

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

 Кey words: sound formation, sound attack zvukovedenie.

Аbstract: The article deals with the formation of the correct way of sound production as a factor of expressive singing.

 

Кружок «Сольное пение» предлагается для занятий вокалом детьми всех возрастов при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься сольным и вокальным пением. Большое значение на занятиях кружка должно уделяться формированию вокальных навыков, особенно навыку звукообразования.

Навыки – это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными. Звукообразование по Г. П. Стуловой – это вокальный навык, представляющий собой целостный процесс, обусловленный способом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани.

Все основные свойства певческого голоса связаны с работой источника звука по типу определенного регистрового механизма. Поэтому навык звукообразования в различных регистрах является центральным. Он предопределяет в пределах индивидуальных возможностей владение разнообразным тембром, что обеспечивается умением использовать разнообразную динамику по всему звуковысотному диапазону, различные типы атаки звука, способы артикуляции. Звукообразование – это не только атака звука, т. е. момент его возникновения, но и последующее за ним звучание, звуковысотные модуляции голоса. Умение правильно интонировать по внутрислуховому представлению является составной частью навыка звукообразования и также тесно связано с владением регистрами.

Звукообразование тесно связано с таким понятием как атака звука. Наше ухо способно различать особенности звучания в первый момент воспроизведения звука. Этот начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой, или способом взятия звука [1, с. 121]. Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок.

Различают следующие виды атак.

  1. Твердая атака. Голосовые складки плотно смыкаются до начала выдоха.
  2. Мягкая атака. Момент смыкания голосовых складок почти совпадает с началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели.
  3. Придыхательная атака. Смыкание голосовых складок значительно отстает от начала выдоха. Поэтому звука предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхания) [1, с. 122].

Различным видам атак можно научить. Обученный певец сознательно меняет способы подачи звука. Это очень важно, ибо способ подачи звука связан с воспроизведением определенного регистра. Так, твердая атака, при которой голосовые складки плотно смыкаются, обуславливает образование грудного регистра. А мягкая атака, при которой плотного закрытия голосовой щели не происходит, создает условия для образования головного и смешанного регистров. Атака, организуя работу голосовых складок в начальный момент голосообразования, определяет все последующее звучание [1, с. 124].

Произвольно меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых складок. Поэтому атака является важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, не подчиненных нашей воле непосредственно. Атака является выразительным средством в пении. Вариация видов атак позволяет передать различные настроения.

Список использованных источников

 

  1. Стулова, Г. П. Теория и практика работы с детским хором : учебное пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Г. П. Стулова. – М. : Владос, 2002.– 176 с.

Добавить комментарий