ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

УДК 356(042)

ББК 43.52

 БЕКШАЕВА НАТАЛЬЯ

студентка,факультет педагогического и художественного образования,

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Ключевые слова: музыкотерапия, пассивная и активная формы, песенная терапия, коррекция эмоциональных состояний.

Аннотация: В статье рассматриваются возможности музыкотерапии, ее роль в коррекции эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста.

 

Using music therapy at the lessons in primary schools

 BEKSHAEVA NATALIA

student,Faculty teaching and art education,

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

 Кey words: music therapy, passive and active forms, song therapy, correction of emotional states.

Аbstract: The article discusses the possibility of music therapy, its role in the correction of the emotional states of children of primary school age.

Музыка, как невербальная форма коммуникации, порою более  результативна в области чувств и человеческих отношений, чем собственно речевое общение. Опыт многих специалистов нередко содержит  примеры использования музыки в качестве средства, помогающего устранить изоляцию и создать контакт индивида со средой, если у ребенка присутствуют выраженные трудности  в общении со сверстниками, когда он хочет, но не может  общаться с другими людьми и находится в постоянном «диссонансе» с социумом. Это позволяет успешно использовать музыку как в лечебной, так и в педагогической деятельности в качестве музыкотерапии. Этот термин имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает лечение музыкой.

Современный уровень развития музыкатерапии включает в себя два основных направления: активную и пассивную форму работы. Пассивная музыкальная терапия предлагает прослушивание, как правило, классического репертуара для улучшения фона настроения пациентов. Активная форма этой  работы, также не исключающая использование классического репертуара, предполагает непосредственное участие пациентов в музицировании.

Психолог Е. Перламутрова разрабатывает песенную терапию как одну из активных форм музыкальной терапии. Педагог играет на гитаре и поет детские песни с выраженной ритмической основой, а дети аккомпанируют ему шумовыми инструментами. При сопоставлении музыкотерапевтического репертуара важен не только выбор тематики, но и подбор песен, созвучных настроению ребенка. Педагог должен «подстраиваться» под настроение пациента, войти с ним в контакт, пытаться «выровнять» его душевную тональность. В процессе проведения цикла музыкотерапевтических сеансов свидетельством положительной динамики состояния детей является изменение размера выбираемых ими песен: в более грустном настроении дети выбирают песни с трехдольным размером, при изменении их состояния к лучшему им больше нравятся двухдольные песни.

В качестве объективной оценки изменения эмоционального состояния ребенка ему предлагается в начале и в конце каждого музыкотерапевтического сеанса нарисовать какое-то фантастическое животное – не существующее в природе, а придуманное, воображаемое, и сочинить небольшую историю об основных чертах характера и внутреннего состояния этого животного, характеризующих собственное состояние ребенка.

В записях Е. Перламутровой отмечается постепенное изменение характера музицирования пациента: от вялого к все более активному и заинтересованному. Изменялось и настроение детей: от пассивного, погруженного в себя, к устойчиво хорошему.

В качестве развития разрабатываемой методики могут быть рассмотрены следующие ее этапы:

  • обучение детей и создание ансамбля для совместного исполнения песен, научения их навыкам социального взаимодействия;
  • драматизация песен с помощью кукол, побуждение детей к собственному творчеству (рисование, сочинение музыки, стихов, сказок);
  • драматизация песен самими участниками в костюмах (48, с. 37).

В. М. Бехтеров в своих работах подробно анализирует влияние музыки на физическое состояние организма. Он активно пропагандирует музыку как средство борьбы с переутомлением, ссылаясь на ряд фактов, когда люди снимали переутомление благодаря общению с музыкой. Чтобы вывести человека из того или иного настроения, необходимо сначала дать ему прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой в настроении. Наиболее сильный и ярко выраженный эффект дает однородная по своему характеру музыка. Эффективность разработанных В. М. Бехтеровым методических рекомендаций была подтверждена  всем дальнейшим  развитием метода и в нашей стране и за рубежом [Цит. по 32, с. 36].

 

Список использованных источников

  1. Перламутрова, Е. Песенная терапия при работе с детьми / Е. Перламутрова // Искусство в школе. – №6. – 1999. – С. 30 – 35.
  2. Лисицын, Ю.П. Союз медицины и искусства / Ю. П. Лисицын. – М.: Медицина, 1985. – 124 с.

Добавить комментарий