ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ АНСАМБЛЯ СКРИПАЧЕЙ

В. В. Поважная, магистрант 2 курса музыкального факультета

института искусств ФГБОУ ВО«Московский педагогический государственный университет»

 

Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии и технологии музыкального образования Института искусств МПГУ М. С. Осеннева.

 

В современном мире информационные технологии проникают практически во все сферы жизни человека, мы развиваемся путем научно-технического прогресса, где компьютер – неотъемлемая его часть. И ни для кого не секрет, что информатизации подвергаются все направления деятельности человека. Этот процесс не обошел стороной и такую сферу как музыкальное образование. Обучение стало строиться на использовании компьютерных технологий. И теперь, в сочетании с традиционными методами, полиграфическими изданиями, современный педагог имеет возможность так же использовать электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Для их использования имеются объективные предпосылки. В нормативном документе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» изложены основные требования к работе учителей в области использования ЭОР, где гибкость, динамичность, адаптивность образовательного процесса должны сочетаться с применением современных информационных технологий и методик обучения [4].

Рассмотрим проблемы компьютеризации музыкального образования на примере формирования ансамблевых навыков у скрипачей младшего школьного возраста. Согласно сложившейся традиции, обучение игре на скрипке предполагает индивидуальную форму творческих занятий. Вторжение же компьютерных технологий в эту область вызывает опасения разрушить традиционную систему. Однако, просмотр видео-фрагментов и прослушивание определенных аудиозаписей, способствующих лучшему усвоению материала, не противоречит решению педагогических задач.  Становится очевидным, что внедрение ЭОР в класс ансамбля скрипачей предваряет долгий этап организационных и методических поисков.

В процессе ансамблевого исполнительства индивидуальная техника обогащается массой других элементов. Система навыков игры в ансамбле является многоуровневой и предполагает умение адекватно воспринимать и корректировать процессы игры, протекающие на собственном уровне исполнительской техники, а так же согласование их с различными видами ансамблевой техники. При разработке ЭОР необходимо учитывать основные навыки: моторно-двигательный, слуховой и психический и соответственно им разрабатывать разделы ЭОР.

Опираясь на разработанную И. Г. Захаровой классификацию программного компьютерного обеспечения в области образования, можно выделить следующие категории:

— обучающие программные средства (электронные учебники, справочники, энциклопедии);

-тренинговые программные средства;

— контролирующие программные средства;

— справочные информационно-поисковые системы [1, 25].

В свою очередь, музыкальная обучающая программа должна включать  в себя определенные модули,  ориентированные на  получение теоретических знаний, а так же знаний по музыкальной литературе, навыков игры на инструменте, развитие слуха.

Беря за основу этапы освоения игры на инструменте (дозвуковой доинструментальный период, дозвуковой инструментальный период, звуковой период, звуковой внепозиционный период, игра в позиции) [2], можно выделить пять основных тем и, ориентируясь на них, разработать поурочный план работы с ансамблем, включающая несколько блоков:

  1. Блок презентации теоретической информации, демонстрации видео- и аудиоматериалов по заданной теме.
  2. Блок, ориентированный на самостоятельные занятия учеников (теоретические и практические упражнения, тестовые задания);
  3. Блок дополнительной методической литературы.

Предложенная форма ЭОР может служить естественным дополнением к основной программе обучения. Цель данной разработки заключалась в поиске новых форм и методов применения музыкально-компьютерных технологий в классе ансамбля, которые, безусловно, должны опираться на сложившиеся традиционные методы. «Потребность в инновациях трудно объяснить изнутри педагогики, импульсы к тому нужно искать скорее за её пределами – в культуре, в тесных связях образования и жизни» [3, 5].

 

Список использованных источников

  1. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2005. – 192 с.
  2. Мильтонян, С. О. Педагогика гармоничного развития скрипача. – Тверь:ООО «Издательство «Триада», 2013. – 248 с.
  3. Тараева, Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 2: Технология и презентации. – М. : Издательский дом «Классика-XXI», 2007. – 120 с.
  4. Квалификационные характеристики должностей работников образования в области ИКТ и ЭОР [Электронный ресурс] Интернет-сайт: Электронные образовательные ресурсы. – Режим доступа: http://eor-np.ru/node/91

Добавить комментарий