ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

М. Н. Свирина, магистрантка 2 курса музыкального факультета

института искусств ФГБОУ ВО«Московский педагогический государственный университет»

 

Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой методологии и технологии музыкального образования Института искусств МПГУ Э. Б. Абдуллин.

 

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования информационно-библиотечной грамотности педагогов-музыкантов в целях постоянного расширения профессионального кругозора и овладения новыми коммуникационными навыками.

Ключевые слова: информационно-библиотечная грамотность, информационные технологии в сфере музыкально-педагогического образования

 

В современном образовании все больше говорят об информационно-библиотечной грамотности как о важнейшем «базовом компоненте» современного человека. Сегодня важно научить читателя вузовской библиотеки самостоятельно приобретать новые знания, используя все многообразие информационных ресурсов, ведь от оперативного нахождения и использования информации зависит не только качество образования, но и качество жизни. На первый план выходит задача непрерывного образования в течение всей жизни, необходимым условием которого является умение вести информационно-библиографический  поиск [1].

В эпоху развития глобальных информационных телекоммуникаций перед ними встают задачи подготовки нового поколения педагогов-музыкантов к мультикультурному информационному миру. Меняются подходы к образованию и «грамотности» в аспектах, связанных с печатной и «электронной» культурой и информацией. Среди подходов, развивающихся в последние десятилетия, особенно актуальными стали  вопросы, связанные с понятиями и концепциями медиаобразования, информационно-библиотечной грамотности (в России чаще используется более широкое понятие –«информационной культуры»). Обучение ориентироваться в непрерывном потоке информации и формирование новых коммуникативных привычек будущих педагогов – это важная задача, стоящая перед педагогами и сотрудниками вузовской библиотеки [2]. Поэтому одной из актуальных проблем методологии педагогики музыкального образования становится содействие формированию информационно-библиотечной грамотности  специалистов-музыкантов, как  педагогов, так и  исполнителей.

Не случайно современные информациологи (Фокеев В. А.,                        Зубов Ю. С.) считают крупнейшей проблемой «умение осуществлять информационную деятельность: формировать свои информационные потребности и запросы, владеть стратегиями и алгоритмами оптимизированного информационного поиска и анализа информационных источников, свертывать и развертывать информацию, вступать в разнообразные информационные контакты» [9]. Решающее во многом значение целенаправленной информационной деятельности определяется еще и тем, что «каждое новое поколение музыкантов входит в постоянно расширяющиеся и усложняющиеся информационные поля» [4].

Разумеется, понятие «информационно-библиотечная грамотность» применительно к деятельности музыканта-исполнителя и музыканта- педагога следует рассматривать как сложное  явление, состоящее из следующих компонентов: библиотечно-библиографическая знания о фонде библиотеки и ресурсах для музыкального и музыкально-педагогического образования; осознанность выбора книг и нот для учебной и творческой деятельности и чтения; систематичность и последовательность чтения; компьютерная грамотность; ориентация в совокупных информационных ресурсах вуза, умение формировать собственные информационные и поисковые системы [1, 5]. Понятие «информационно-библиотечная грамотность» включает в себя, наряду с методикой информационно-библиографического поиска, знания о различных коммуникативных системах, в нашем случае, например, о специальной профессиональной символике – знаки музыкальной нотации, знаки альтерации и пр.

Формированием библиотечно-информационной грамотности пользователей библиотека МПГУ  занималась традиционно на протяжении всего времени существования. Однако разработанная много лет назад система библиотечно-библиографических занятий со студентами музыкального к концу первого десятилетия 21 века устарела, стала неэффективна. Сотрудниками справочно-библиографического отдела была разработана программа курса «Информационно-библиографическая культура студента педагогического вуза», в которою включен  специальный  раздел «Формирование информационно-библиотечной грамотности студентов Института искусств». Данный раздел составлен с учетом специфики профессиональных запросов будущих педагогов музыкантов, он включил в себя такие темы: поиск аудиофайлов и видео в информационных и библиотечных системах; организация поиска партитур для различных инструментов; навыки использования формальных и неформальных источников информации; формирование собственных баз данных по музыкальному образования и др.

Конечно, формирование информационно-библиотечной грамотности будущих педагогов-музыкантов не происходит только на занятиях, организованных библиотекой МПГУ. Она формируется комплексно, в процессе освоения студентами профессиональных образовательных программ музыкально-педагогического образования. Осваивая курс «Истории музыкального образования», студенты знакомятся с историей и культурой звуковой информации о музыке различных народов и стран, видов и жанров, эпох, стилей, авторов и т. д. Изучая курс музыкально-педагогических и музыкально-теоретических дисциплин, студенты приобретают профессиональные знания, без которых невозможно осуществить эффективный информационно-библиографический поиск. Студенты, в ходе своей учебной деятельности, не обязательно создают новые знания, однако на основе изучения и анализа соответствующей литературы; они готовят информационные продукты — рефераты, доклады, курсовые и дипломные  работы, в которых найденная в разных источниках информация перерабатывается и подчиняется логике автора, подлежит сопоставлению и критической оценке – это тоже важная составляющая информационно-библиотечной грамотности будущего учителя музыки. Ведь в дальнейшем для подготовки к уроку, а тем более для разработки собственной методики, педагогу-музыканту будет необходимо отобрать актуальную литературу из массива информации, проанализировать ее и создать собственный информационной продукт, который явится результатом его научно-исследовательской и музыкально-педагогической деятельности.

Важно отметить, что для решения задачи по развитию информационно-библиотечной грамотности студентов недостаточно только модернизации библиотеки вуза и покупки доступа к различным электронным библиотечным системам. Надо последовательно и постоянно обучать и консультировать пользователей приемам работы с современными системами информации и библиотечно-библиографическим аппаратом.  Для успешного информационно-библиографического поиска необходимы самые разные знания и навыки: умение работать с новыми информационно –коммуникационными музыкальными технологиями, умение читать музыкальный язык символов и пентаграмм,  умение  проявлять способность критически оценивать музыкально-педагогическую и музыкально-психологическую литературу.

Таким образом, в процессе получения музыкально-педагогического образования современный студент приобретает умение работать не только с книгой и периодикой, но и с поисковыми системами электронных библиотек и сети Интернет, получает четкое представление о видах изданий и ресурсов по интересующей теме, осваивает умение пользоваться справочным аппаратом как отдельного издания, так и всех информационных ресурсов библиотеки университета. Формируя информационно-библиотечную грамотность педагога-музыканта, мы заботимся о будущем  образования – закладываем основы информационно-библиотечной культуры восприятия различных  каналов научной, образовательной и культурной информации.

Высокий уровень информационно-библиотечной грамотности у студентов музыкальных специальностей педагогического вуза позволит оптимизировать основные направление их профессиональной деятельности и повысить их социально-культурную значимость в обществе [4].

Востребованность музыкально-педагогического профессионального образования, притягательность музыкального искусства не только для исполнителей и меломанов, но и для всего общества постоянно служит импульсом  к развитию новых  видов музыкальных библиотек и музыкальных баз данных. Для того чтобы разобраться в их многообразии, найти необходимую информацию о музыкальном искусстве и музыкальной педагогике, подготовиться к занятиям и успешно провести исследование в той или иной области  музыкальной педагогики и  музыкальной психологии.

 

Список использованных источников

  1. Справочник библиотекаря / А. Н. Ванеев ; Науч. ред. А. Н.Ванеев,                        В. А. Минкина . – 2. изд., испр. и доп . – Санкт-Петербург : Профессия, 2001 . – 439 с.
  2. Основы  информационной   культуры  / В. В. Зыков ; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации — Тюмень: Издательство Тюм. гос. ун-та, 1999.
  3.  Теория библиографии [Текст]: учеб. пособие / М. Г. Вохрышева. – Самара: Издательство СГАКИ, 2004.
  4. Информационно-библиографическая культура музыканта-исполнителя и педагога как проблема музыкознания[Электронный ресурс] : На материале баянного искусства/В. П. Двугольский; Магнитогорская государственная консерватория. – Диссертация на соискание ученой степени канд. искусствоведения : спец. 17.00.02 «Музыкальное искусство». – Магнитогорск, 1999. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/informatsionno-bibliograficheskaya-kultura-muzykanta-ispolnitelya-i-pedagoga-kak-problema-mu. — (29.09.2016)
  5. Информатизация культуры [Электронный ресурс] / И. А. Негодаев. — М., 2007. – Режим доступа : http://www.tutdvoek.net/kontrolnye/informatsionnyy-menedzhment/informatsionnaya-kultura-%E2%80%93-ponyatie-harakteristika.html, свободный . – (21.10.2016)
  6. Информационная культура – понятие, сущность, структура [Электронный ресурс] //Gigabaza.ru. – Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/92475.html. –(12.11.2016)
  7. Библиографическое знание как особый тип научного знания / Л. В. Астахова // Библиография: Научно-теоретический и научно-практический журнал / Рос. кн. палата. — М., 1997. — № 5 (285). — С. 23-32.
  8. Библиография: теоретико-методологические основания : учеб. пособие для системы доп. библ.-информ. образования / В. А. Фокеев . – Санкт-Петербург : Профессия, 2006 . – 350 с. : табл.
  9. Контекстный метод как информационный феномен музыкознания / Н. В. Бекетова// Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Тез. докл.: Международной научн. конф.— Краснодар.: МАИ, 1995.—C.159-162.

Добавить комментарий