СИСТЕМА ДИСКЛАВИР И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

И. В. Малыхина, магистрант 2 курса музыкального факультета

института искусств ФГБОУ ВО«Московский педагогический государственный университет»

 

Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии и технологии музыкального образования Института искусств МПГУ Б. Р. Иофис.

 

Аннотация. В статье раскрывается суть новой формы проведения дистанционного урока в классе фортепиано. Система Дисклавир впервые позволяет добиться его участникам ощущения полного присутствия, несмотря на дальность расстояния, что позволяет значительно расширить сферу профессиональной коммуникации.

Ключевые слова: Дисклавир, дистанционный урок, коммуникация, компьютерные технологии.

 

Проблема применения в современном образовании инновационных технологий в настоящее время является одной из актуальных тем научных исследований. С появлением в общеобразовательных школах и профессиональных учебных заведениях разного рода технических новинок, таких как: электронные доски и книги, компьютерные обучающие программы и специализированные интернет-ресурсы, стал меняться и сам процесс обучения, чему посвящены многие научные работы, среди которых особо хочется отметить труды С. А. Новиковой [1] и Л. А. Савельевой [2].

В равной мере, как заметно в работах Е. Н. Илларионовой и                          М. Г. Миннегалиевой [3], C. С. Лукашевой [4], Р. В. Панкевича [5] и др., исследователей интересует также вопрос внедрения специального оборудования в области профессионального музыкального образования.

На данный момент существует целый ряд музыкально-компьютерных технологий, но отдельное место в нём занимает уникальная разработка фирмы Ямаха — система Дисклавир (Disklavier).

Как видно из названия инструмента (Disk – компьютерная составляющая и Klavier – акустическое фортепиано), данная технология представляет собой акустический рояль, в который определённым образом интегрировали электронику, а также оптические датчики и соленоиды.

Именно за счёт компьютерной составляющей Дисклавир обладает широким кругом возможностей, среди которых: запись, воспроизведение, подключение ПК, удалённое подключение и т.д. Главным же отличием инструмента от других электронных технологий является то, что в основе  его находится акустический рояль или пианино, а значит, при использовании любых функций системы мы будем слышать естественное акустическое звучание, а не аналоговое или цифровое.

С появлением Дисклавира в музыкальном образовании, в том числе в классе фортепиано, начали формироваться и новые методы работы с обучающимися. Особый интерес для педагогики представляет функция удалённого подключения, обеспечивающая дистанционное образование.

Однако прежде чем перейти ко всем достоинствам данной функции, следует вкратце объяснить процесс её реализации. Для того чтобы ученик и педагог могли общаться дистанционно потребуются: два Дисклавира, два оператора-ассистента, высокоскоростной Интернет и техника для видеоконференции.

В режиме удалённого подключения каждый из Дисклавиров совершает три действия – запись, отправление полученной информации через Интернет и воспроизведение.

Запись происходит следующим образом: оптические датчики, зафиксированные на молоточках, клавишах и педалях, измеряют и сохраняют всю информацию о любых изменениях, появившихся в механике инструмента в пределах 1024 градаций. То есть во время нажатия или снятия клавиши или педали электроника молниеносно определяет все характеристики движения подвижных частей инструмента.

Далее, сохранённая информация отправляется через Интернет на противоположный конец дистанционного урока, обрабатывается и воспроизводится. Иначе говоря, после анализа поступившей информации Дисклавир при помощи соленоидов, электромагнитных катушек, расположенных под клавишами и в районе педалей, приводит в движение подвижные элементы инструмента в полном соответствии с полученными характеристиками, создавая живое звучание.

Для того чтобы всё вышесказанное получилось «на разных концах технического соединения» дистанционного урока, нужны операторы-ассистенты. В их функции входит не только создание и отслеживание качества Интернет-соединения между инструментами, но и подключение и настройка техники, отвечающей за аудио и видео связь.

В результате дистанционный урок позволяет учителю и ученику общаться при помощи гарнитуры, через монитор зрительно контролировать все пианистические приёмы, транслируемые через видео связь, а также наблюдать на своём Дисклавире движения клавиш так, как будто бы участник соединения, находящийся за тысячи километров, прикасается к ним своими пальцами.

Хотя весь процесс и занял много времени для объяснения, на самом деле, происходит практически мгновенно, в чём можно будет убедиться во время просмотра видео.

В чём же достоинства и преимущества функции удалённого подключения?

На данный момент уже существуют многочисленные технологии дистанционного обучения, разрабатываются и используются различные виды специального оборудования для видеоконференций, основной задачей которых является передача качественной и бесперебойной аудио и видеосвязи.

Но следует заметить, что хоть эти системы и могут быть использованы в общем музыкальном образовании, они недостаточно эффективны в профессиональном плане, так как ни одна из них не способна передать на расстоянии все детали работы музыкального инструмента под пальцами исполнителя.

Функция же удалённого подключения при помощи системы Дисклавир в профессиональном музыкальном образовании помогает расширить границы традиционных методов работы с учениками.

С её помощью студенты в разных регионах России и за рубежом, обучающиеся в классе фортепиано, имеют уникальную возможность, не покидая своего населённого пункта, в режиме реального времени заниматься с преподавателями, в какой бы точке мира они не находились, не тратя времени и деньги на переезды.

Следует также обратить внимание на то, что удалённое подключение помимо занятий позволяет проводить дистанционные зачёты и экзамены, а значит, при определённом участии учебных организаций может идти речь о получении сертификата о прохождении дистанционного курса индивидуальных занятий с определённым преподавателем.

Педагоги, в свою очередь, при помощи системы Дисклавир могут отыскивать юные таланты в разных регионах России, следить за их профессиональным развитием и подготавливать для поступления в ведущие ВУЗы страны, в том числе в те учебные заведения, где они работают на данный момент.

Дистанционное обучение при помощи системы Дисклавир также представляет интерес и для учеников, у которых преподаватели, в силу различных обстоятельств вынуждены продолжительное время находиться в других городах, из-за чего чаще всего пропадает некоторое количество запланированных встреч. Если бы Дисклавиры стояли во всех высших музыкальных учебных заведениях, то куда бы ни уезжал педагог, он всегда бы имел возможность провести со своими студентами индивидуальные занятия.

Кроме дистанционных уроков Дисклавир позволяет также проводить удалённые: концерты, конкурсы, фестивали, а также мастер-классы и курсы повышения квалификации. Всё это может быть дополнительной составляющей музыкального образования, и проведение на расстоянии таких мероприятий положительно скажется на росте профессионального уровня студентов и педагогического состава учебных организаций, участвующих в удалённом подключении.

В настоящее время ведётся работа по реализации проекта «Единой российской музыкально-образовательной сети (ЕРМОС)», подразумевающего установку Дисклавиров в высших учебных заведениях России. Как сообщает компания Ямаха, данный проект ориентирован на то, чтобы «объединить музыкальные вузы страны в единую сеть, которая откроет двери для общения музыкантов из разных географических точек России в реальном времени» [6].

Несмотря на то, что проект начал разрабатываться сравнительно недавно (впервые о нём было сказано на конференции «Инновации в музыкальном образовании и культуре» в 2013 году [7]), на данный момент уже успешно проведены циклы дистанционных уроков между Москвой, Санкт-Петербургом, Пермью и Владивостоком.

Мы надеемся, что в скором времени дистанционное обучение в области музыкального профессионального образования станет более доступным для всех желающих и, не ограничиваясь только пределами России, сможет выйти за её границы, образуя уже международную музыкальную сеть.

 

Список использованных источников

  1. Новикова, С. А. Роль инновационных информационных технологий в образовании [Текст] / С. А. Новикова // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – 2015, – С. 722 – 723.
  1. Савельева, Л. А. Использование информационных технологий в образовании [Текст] / Л. А. Савельева // Вопросы науки: Естественно-научные исследования и технический прогресс. – 2015, – № 2, – С. 103 – 105
  2. Илларионова, Е. Н., Миннегалиева, М. Г. Традиции и инновационные технологии в музыкальном искусстве и образовании [Текст] / Е. Н. Илларионова, М. Г.Миннегалиева // Вестник Магнитогорской консерватории. – 2014. – № 2, 1. – С. 99-107.
  3. Лукашева, С. С. Модель организации педагогического процесса подготовки музыкантов-исполнителей на основе средств информационных технологий [Текст] / С. С. Лукашева // Вектор науки ТГУ. – 2014. – № 3 (29). – С. 304 – 308
  4. Панкевич, Р. В. Инновационные методы применения информационных технологий в музыкальном образовании [Текст] / Р. В. Панкевич // Педагогическое образование в России. – 2015, – №7, С. 147 – 151
  5. Рояль будущего – Disklavier // Yamaha. Copyright © 2016 Yamaha Corporation / Yamaha Music Russia. All rights reserved. – 2016. [Электронный ресурс] / URL: http://ru.yamaha.com/ru/services/yasm/disklavier/ (дата обращения: 23.03.2016)
  6. Мусаелян Е. Конференции: Музыкальные инновации // Играем с начала: Сайт всероссийской музыкально-информационной газеты. © 2010 – 2016 gazetaigraem.ru. – 2013. [Электронный ресурс] / Е. Мусаелян / URL: http://gazetaigraem.ru/a20201311 (дата обращения: 23.03.2016)

Добавить комментарий