Художественно-дидактический потенциал диалога культур русского и мордовского народов в содержании музыкального образования младших школьников

Рузаева Н. Н., г. Саранск

 

Названная проблематика все более актуализируется в условиях полиэтнического Волго-Уралья, где издавна соседствуют, взаимодействуют, дополняя культуры  друг друга, финно-угорские, славянские, тюркские народы (в настоящее время мордва составляет население Мордовии и мордовской диаспоры Ульяновской, Самарской, Пензенской, Саратовской, Нижегородской, Оренбургской, Челябинской областей, Татарии и Чувашии).

Личность школьника воспитывается в многонациональной среде, в общении с детьми разных национальностей. Их адаптации в поликультурном пространстве способствуют повсеместно проводимые межкультурные мероприятия, представляющие культуры региона. Однако, этого недостаточно для формирования поликультурного менталитета подросткового поколения. Главная роль в этом деле должна принадлежать школе, воспитательному процессу, в центре которого выявление взаимодействий, взаимосвязей исторически соседствующих национальных культур, введение учащихся в их диалог.

В круг диалога культур вовлекаются такие понятия, как культура, общение, духовные ценности, высказывание, слово, педагог, ученик и др.

Проблема диалога культур исследуется отечественными философами, литературоведами, психологами, педагогами на протяжении трех десятилетий 20 — начала 21 века. Основополагающее значение в разработке теории, методологии и методики приобрели работы П. К. Анохина,  М. М. Бахтина, В. В. Библера, Л. С. Выготского, Г. Г. Гранатова, В. В. Давыдова, М. С. Кагана, Б. Т. Лихачева, А. А. Леонтьева и др.

Исследователи педагогики, обращаясь к проблеме диалога, фиксируют свое внимание, прежде всего на диалогическом общении учителя и учеников, вне опоры на художественно-дидактический потенциал диалогичности культур как методологической основы образовательного процесса, профессиональной оснащенности учителя.

Многоцветье музыкальной картины мира представлено сегодня во всех федеральных программах по предмету «Музыка», в том числе, в учебно-методическом комплекте Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной для младших школьников.

Работая по этой программе почти 12 лет (2003-2014), я периодически включаю произведения народнопесенного и композиторского творчества Мордовии в образовательный процесс.

Теоретической, методологической, методической основой этой работы стали научные и научно-методические труды, фактологические материалы Т. И. Одиноковой, Н. И. Бояркина, Л. Б. Бояркиной, Г. И. Сураева-Королева, Г. Г. Вдовина, Н. М. Ситниковой, М. В. Медведевой, Л. В. Шаминой, Л. С. Кавтаськина, А. И. Маскаева, А. М. Шаронова и др. в области музыкальной фольклористики, музыковедения и музыкального образования (в частности, программа и сопутствующая ей одноименная нотная хрестоматия Т. И. Одиноковой «Мордовский музыкальный фольклор в школе:1-4») [1].

В данной статье рассматривается художественно-дидактический потенциал диалоговых взаимодействий русской, мордовской (мокшанской, эрзянской) народной вокально-хоровой музыки (как национально-региональной компоненты) в содержании названной программы.

Художественно-дидактический материал составили: детский фольклор и календарно-земледельческий; эпический и лирико-эпический; исторические песни, баллады семейно-бытовой и социально-исторической тематики; стилистика русских и мордовских народных песен, процессы их взаимодействий и взаимообогащений, традиции русского и мордовского народов, русско-мордовские фольклорные взаимосвязи [2, с. 114-115].

В числе обучающе-развивающих и воспитательных задач: освоение полиэтнического музыкального материала и приобретение музыкально-творческого опыта; усвоение специальных знаний, умений и навыков; гуманистической направленности музыкального искусства каждого народа; осознание своеобразия, общности и различий взаимодействующих культур.

Моя задача состояла в том, чтобы создать педагогические условия для введения учащихся в большой диалог музыкальных культур русского, мокшанского, эрзянского народов в контексте поликультурного пространства Средней России и Приуралья.

Например, в содержании темы «Гори, гори ясно» внимание учащихся направляется на выявление исторической и типологической общности содержания и выразительных средств основных жанров календарно-земледельческой и свадебной обрядности, специфики национального музыкального языка каждого народа. Сравнивая напевы и тексты русского и мордовского «календаря», учащиеся приходят к выводу о сходстве их общественных функций, содержания, поэтики, условий бытования, исполнения, а также выразительных средств на основе общности русско-мордовских обрядов и праздников таких, как «Рождество Христово», «Святки», «Троица», «Вербное Воскресенье», «Пасха» и др.

Сравнительно-сопоставительный анализ произведений на уроке позволяет выявить общность сюжетов, образности, поэтики. Внимание учащихся обращается на выявление жанрово-стилевых особенностей русских и мордовских протяжных песен названной тематики и выявление специфики национального музыкального языка, исполнительских традиций русского и мокшанского, эрзянского народов.

Освоение образцов национального народнопесенного творчества в разносторонней музыкально-творческой деятельности осуществляется в таких ее видах, как хоровое пение, слушание музыки, инструментальное музыцирование и сопровождение плясовых песен, «разыгрывание», инсценировка фрагментов обрядов и народных праздников русского и мордовского народов, а также «распевание» одноголосных мелодий в бурдонно-полифоническом двух-трехголосии, импровизация и сочинение мелодий к фольклорным текстам на уроках и во внеклассной работе по методике Т. И. Одиноковой [4, с. 56-60].

Материал национальной (мокшанской, эрзянской) профессиональной музыки вводится в раздел «Россия-Родина моя», где звучат произведения о красоте родной природы («Утро в лесу» С. Я. Терханова, «Тялоня», «Моя Мордовия» Н. В. Кошелевой), и памятных событиях в сельской жизни («Свадьба в Киржеманах» Н. И. Бояркина), а также о школе, друзьях и любимых учителях («Течи школав», Г. Г. Вдовина на ст. А. Арапова, «Вот окончен первый класс» С. Я. Терханова и др.).

В разделе День полный событий» для разучивания рекомендуются песни «Баю, баю» И. И. Арсеева и «Волшебный Новый год» Г. Г. Сураева-Королева; для слушания  произведения  духовной музыки Н. И. Бояркина,  С. Я. Терханова, Г. Г. Вдовина.

Раздел «В концертном зале» представляет фрагменты из симфонии  Н. Н. Митина «Рузаевская республика» и балета Н. В. Кошелевой «Алена Арзамасская», хорового концерта «Времена года» Г. Г. Вдовина и «Фантазия для фортепиано на тему «Роман Аксясь» Г. И. Сураева-Королева.

Таким образом, в процессе диалога-полилога учителя и учащихся выявляются межкультурные взаимодействия и взаимообогащения музыкального искусства русского, мокшанского, эрзянского народов, черты их общности и различий. Учащиеся определяют сходные явления в их истории, быте, верованиях, обрядах и праздниках, в тематике, жанрах, образно-эмоциональном содержании, поэтике и музыкальном языке народной музыки и выросшей на ее основе музыки профессиональной.

В содержании программных тем, освещающих музыку и жизнь названных народов, открываются богатейшие возможности для педагогического творчества и диалогического общения учителя и учеников, совершенствования и повышения качества образовательного процесса.

 

Список использованных источников

 

  1. Одинокова, Т. И. Мордовский музыкальный фольклор в школе: хрестоматия к программе по музыке (1-4) / Т. И. Одинокова. − Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – 424 с.
  2. Одинокова, Т. И. Диалог культур мордовского и русского народов в содержании этнорегионального образования школьников / Т. И. Одинокова Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: традиции, перспективы, поиски: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 7 / под ред. О. Ф. Асатрян; Мордов.гос.пед. ин-т. − Саранск, 2009. – с. 114-115.
  3. Утю-балю. Waisainen A.O. Mordwinische Melodien. – Helsinki, 1948. − с. 72.
  4. Одинокова, Т. И. Методика освоения бурдонно-полифонического двух-трехголосия. Мордовский музыкальный фольклор в школе: теория, методика, практика /Т. И. Одинокова. – Саранск, 2008. – с. 56-60.

Добавить комментарий