ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТА К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

РОДИМОВА МАРИЯ АНДРЕЕВНА

Мордовский государственный педагогический
институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

Ключевые слова: концертное выступление, сценическое волнение, музыкант, исполнитель, концертная программа, оптимальная концертная готовность.
Аннотация: В статье рассматриваются причинно-следственные связи основных негативных моментов сценического волнения, раскрываются некоторые закономерности предконцертной подготовки музыканта.

FEATURES TRAINING OF MUSIC
FOR CONCERT PERFORMANCES

RODIMOVA MARIA ANDREEVNA

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

Key words: live performance, stage anxiety, musician, artist, concert, concert optimal availability.
Adstract: The article examines the causal relationships main negative points of scenic excitement, revealed some regularities of preparation Pre-concert musician.

В отечественной музыкальной педагогике и психологии существует точка зрения, что успешное концертное выступление в большой степени зависит от ответственного отношения музыканта к исполнению концертной программы, а также от его умения избавляться от негативных моментов сценического волнения.
Одной из самых распространенных причин сценического волнения является самовнушение о возможном провале. Здесь в качестве рекомендации можно посоветовать следующее: исполнитель должен игнорировать любой промах, допущенный на сцене, иначе, разволновавшись, например, из-за нескольких фальшивых нот, можно загубить всю концертную программу. Понятно, что во время концертного выступления что-то может быть исполнено хуже ожидаемого. Однако вместо того чтобы зацикливаться на воспоминаниях о неудаче, следует обратить свои мысли к случаям успешного выступления. Только положительные эмоции постепенно вытесняют подобные опасения, поскольку все оборачивается к лучшему только в том случае, если прошлые неудачи рассматриваются как полезный урок.
Известно также, что сценическое волнение может быть обусловлено физическими причинами, хотя и здесь всегда лежат явления психологические. Например, такие симптомы, как холодные руки, тряска рук, дрожь коленей, «выпадение» текста, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену – являются основными проявлениями синдрома сценического волнения. Поэтому, уровень концертной подготовки исполнителя зависит не только от его сценического опыта или мастерства, но и от того, что с ним происходит до выступления и как он реагирует на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессогенным фактором.
Любая форма сценического волнения обостряется усталостью исполнителя. Поэтому не рекомендуется, особенно в день концертного выступления, допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального. Причиной сильного сценического волнения исполнителя может быть и очень высокий уровень притязаний, неадекватно высокая или низкая оценка своих профессиональных качеств, повышенное чувство ответственности. Нередко бывает также, когда на сцене происходят так называемые случаи «выпадения» текста. Однако если произведение действительно выучено, то никаких сомнений в памяти не должно и быть. Уверенность исполнителя, что произведение выучено надежно, спасает от многих негативных форм сценического волнения.
Уверенность исполнителя в двигательно-техническом отношении не менее важна, чем уверенность памяти. Если движения рук и пальцев вдруг становятся менее уверенными, то это сразу же отражается на звучании и эмоциональном тонусе игры. Чрезмерная эмоциональная напряженность обычно ведет к мышечному перенапряжению, нарушающему нормальное функционирование музыкально-исполнительской техники.
Эмоциональное возбуждение, безусловно, является важнейшим условием для успешного концертного выступления. Однако важно, чтобы оно не переходило за оптимальные для данного исполнителя границы. У каждого музыканта имеется собственный оптимальный уровень эмоционального возбуждения, который позволяет ему наиболее успешно реализовывать творческий замысел. Если возбуждение выше этого уровня, наступает дискоординация мыслей, ослабевает воля, снижается способность контролировать и анализировать результаты исполнительского процесса, а в тех случаях, когда возбуждение не достигает оптимальных границ, концертное выступление, как правило, проходит бесцветно, неинтересно [1, с. 28].
Следует констатировать, что универсальных рекомендаций для преодоления негативных моментов сценического волнения не существует. Каждый исполнитель должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к концертному выступлению. Он должен помнить о том, что на эстраде главное – направить все свои мысли и действия на воплощение авторского замысла исполняемых сочинений.
Однако все же существуют некоторые особенности подготовки музыканта к концертному выступлению, которые содействуют формированию оптимальной концертной готовности и оптимальному концертному самочувствию. Так, многие концертирующие музыканты исходят из того, что чем меньше заниматься в предконцертные дни, тем лучше. Они советуют в эти дни, не напрягая особого внимания, просто просматривать концертную программу. В день концерта они рекомендуют проигрывать программу только один раз, не разделяя ее на куски и не повторяя их отдельно. Важно, чтобы на этой стадии подготовки сохранялось единство «музыкальной ткани» концертной программы. Если же исполнителю нужно позаниматься перед концертом, они советуют ограничить себя упражнениями или проигрыванием других произведений, не входящих в программу. Что касается разыгрывания рук непосредственно перед выступлением, то здесь нужно особенно учитывать темпы проигрывания. Игра в быстром темпе перед самым выходом на сцену обычно ведет к усилению беспокойного состояния и ненужному растрачиванию нервной энергии. Поэтому целесообразнее играть в медленном темпе, например, те же гаммы и упражнения. Важнейшим моментом психологической подготовки исполнителя, предшествующим выходу на сцену, является «вхождение в образ», чтобы вызвать состояние творческой приподнятости.
У большинства исполнителей в день концертного выступления возникает так называемое «предконцертное волнение», основанное на беспокойстве за качество выступления. К этому явлению следует относиться как к кратковременной болезни, причины и следствия которой обусловлены эмоциональным возбуждением. Здесь необходима, прежде всего, правильная психологическая установка на успешное выступление и разумное сбережение нервно-психологической энергии в день концерта, которые оказывают положительное влияние на исполнение концертной программы.
Следует заметить, что никакая самая тщательная подготовка к концертному выступлению не освобождает музыканта от интенсивнейшей активности во время исполнения. Концертное выступление требует большого расхода нервно-психической энергии и значительного напряжения воли и внимания. Музыкант на сцене находится под давлением стрессовых факторов итоговости и публичности, и, любое концертное выступление может рассматриваться как итоговая деятельность в экстремальных условиях. Поэтому исполнитель должен последовательно и методично вырабатывать навыки конструктивного и творчески-положительного отношения к экстремальной ситуации. Кроме того, важно помнить также, что концертное выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем чаще музыкант выходит на сцену, тем активнее формируется сценическая уверенность, поскольку считается, что «сцена – это лучшее лекарство от волнения» [2].
Таким образом, для успешного концертного выступления исполнителю необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Такое состояние определяется тремя важнейшими взаимосвязанными факторами – физическим, эмоциональным и умственным. Хорошее физическое состояние, дающее ощущение силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывают путь к положительному эмоциональному состоянию во время концертного выступления, а также положительно сказываются на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время выступления на сцене. Оптимальное концертное самочувствие складывается из ощущений эмоционального подъема, радостного предвкушения предстоящего выступления, желания играть для публики и приносить ей своим исполнением чувство радости.

Список использованных источников

1. Григорьев, В. Ю. Исполнитель и эстрада / В. Ю. Григорьев / Моск. гос. конс., Магнитог. гос. конс. – М., Магнитогорск, 1998. – 156 с.
2. Психологическая подготовка музыканта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rahmaninov.md/info/psycho (дата обращения: 15.11.2017).

Добавить комментарий