РАЗВИТИЕ ТЕМБРО-ДИНАМИЧЕСКОГО СЛУХА У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

БУМАГИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Мордовский государственный педагогический
институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия.

Ключевые слова: музыкальный слух, тембро-динамический слух, динамический и тембровый потенциал фортепиано, обучение игре на фортепиано.
Аннотация: В статье рассматривается значимость тембро-динамического слуха для профессиональной музыкальной деятельности, раскрываются специфические возможности динамического и тембрового потенциала фортепиано, методы и приемы развития тембро-динамического слуха у учащихся в процессе обучения игре на фортепиано.

DYNAMIC DEVELOPMENT TIMBRE-HEARING STUDENTS
IN LEARNING TO PLAY THE PIANO

BUMAGINA ELRNA VLADIMIROVNA

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

Key words: ear for music, timbre-dynamic listening, dynamic and timbre potential piano, learning to play the piano.
Abstrac: The article discusses the importance of timbre-dynamic hearing for professional music career, reveals the specific opportunities and dynamic timbre piano building, methods and techniques of timbre-dynamic hearing students in learning to play the piano.

В современной музыкально-педагогической практике одной из важнейших задач является развитие у учащихся музыкального слуха. В музыкальной педагогике именно музыкальный слух считается необходимым и важнейшим фундаментом, на основе которого возможно эффективное обучение учащихся в процессе постижения ими художественной и содержательной сторон музыки и ее восприятия и исполнения.
Музыкальный слух представляет собой сложную многокомпонентную и многоуровневую структуру и включает в себя различные виды (мелодический, гармонический, полифонический и др.). К проблеме музыкального слуха как одной из музыкальных способностей обращались многие ученые. Так, известны исследования музыкального слуха с позиций физиологии (Г. Гельмгольц и др.), психологии (Л. Л. Бочкарев, А. Л. Готсдинер, Б. М. Теплов и др.), музыкальной акустики (А. А. Воловин, Е. В. Назайкинский, Н. А. Гарбузов, Ю. Н. Рагс и др.). Данные исследования, в свою очередь, дали необходимый материал для музыкальной педагогики, рассматривающей музыкальный слух и его развитие в процессе музыкальной деятельности (Б. В. Асафьев, Л. А. Гарбер, Е. В. Давыдова, Г. С. Тарасов, Э. Б. Абдуллин, К. В. Тарасова и др.).
Одним из видов музыкального слуха является тембро-динамический слух, который также представляет собой «сложное явление, лежащее на стыке таких наук как акустика, физиология, психология, музыкознание, музыкальная педагогика» [1]. К вопросам развития у учащихся тембро-динамического слуха обращались многие ученые и педагоги (Б. В. Асафьев, Э. Б. Абдуллин, М. С. Майкапар, Е. В. Назайкинский, Б. М. Теплов, Е. В. Давыдова, Г. М. Цыпин, А. Л. Островский, С. М. Майкапар и др.). При этом они не только подчеркивали значимость тембро-динамического слуха для любой музыкальной деятельности, но и рассматривали его как одну из необходимых профессиональных способностей музыканта.
Г. М. Цыпин дает следующее определение тембро-динамического слуха: «Музыкальный слух в его проявлении по отношению к тембру и динамике называют тембро-динамическим слухом» [3, с. 69]. И далее он пишет: «Тембро-динамический слух – одна из высших форм функционирования музыкального слуха, ибо сама его природа предполагает здесь измерение категориями художественно-эстетического порядка» [3, с. 69].
Следует заметить, что специфика фортепиано, как музыкального инструмента, заключается в том, что пианист не может повлиять на уже взятый звук и не может изменить его в сторону усиления или ослабления звучания. Однако «колоссальные ресурсы громкостной динамики, огромный диапазон (около 90 клавиш), педали, позволяющие создавать разнообразные живописно-колористические эффекты, – все это дает основание говорить, и без преувеличения, о калейдоскопически многоцветной звучности современного рояля» [3, с.68]. Поэтому, в процессе обучения игре на фортепиано развитие тембро-динамического слуха у учащихся предполагает специальную направленность на формирование у них способности не только ясно слышать и различать, но и правильно применять тембровые и динамические средства музыкальной выразительности. Как отмечает А. Г. Каузова: «Тембр и динамика – важнейшие и сильнодействующее средства выразительности в руках пианиста» [2, с. 75].
Рассмотрим более подробно специфические возможности динамического и тембрового потенциала фортепиано. Итак, динамический потенциал фортепиано позволяет: сопоставлять разнообразные звучания, как по вертикали, так и по горизонтали; передавать характер развития музыки с помощью плавного нарастания или ослабления звучности; подчеркивать гармонические начала и кульминационные разделы. Возможности динамического потенциала фортепиано значительны также в формировании фраз, разделов и в целом формы произведения, передаче эмоционального воздействия путем нагнетания напряженности, драматизма, подчеркивания «конфликтов» и ухода от них. Тембровые возможности фортепиано, в свою очередь, способствуют, прежде всего, передаче «красочности» музыкального произведения. При этом разнообразие «красок» может быть многогранным. В зависимости от исполняемой музыки, передача «красочности» связана с нахождением пианистом нужного «прикосновения» на клавиши для извлечения «теплых» или «холодных», «мягких» или «острых», «светлых» или «теплых» звуков. Кроме того, такое специфически выразительное средство, как педаль (левая и правая) значительно обогащает возможности динамического и тембрового потенциала фортепиано.
В фортепианной педагогике накоплен значительный опыт работы над развитием тембро-динамического слуха у учащихся. Так Г. М. Цыпин, следуя традициям отечественной пианистической школы, и, в частности таким ярким ее представителям, как Т. О. Лешетицкий, А. Н. Есипова и Г. Г. Нейгауз, считал методически целесообразным следующий прием: «проигрывание произведения с преувеличенной нюансировкой, специально акцентированной «выделкой» мельчайших звуковых оттенков» [3, с. 71]. А. Г. Каузова, в свою очередь, рекомендовала прибегать к таким методам и приемам, как «показ» педагога, словесные характеристики и мысленная оркестровка фортепианной фактуры. Она пишет, что «яркая метафора, образное сравнение, аналогии с другими видами искусства и, особенно с живописью», как и мысленная оркестровка фортепианной фактуры «помогает не только передаче воображаемых тембров, но и рождает разнообразие собственно фортепианных красок и, конечно, уточняет слух, делает его более острым, дифференцированным» [2, с. 76].
Таким образом, в процессе развития тембро-динамического слуха у учащихся-пианистов создаются необходимые условия для обогащения слуховых представлений, стимулирования эмоциональной реакции на музыку, активизации воображения и фантазии учащихся.

Список использованных источников

1. Корнейчук, Л. В. Развитие тембрового слуха в профессиональной подготовке учителя музыки: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. В. Корнейчук. – Екатеринбург, 2000. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-tembrovogo-slukha-v-professionalnoi-podgotovke-uchitelya-muzyki (дата обращения: 25.08.2017).
2. Теория и методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
3. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Г. М. Цыпин. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

Добавить комментарий