ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕПРОДУКТИВНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ

ВАЛГУСНОВА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА

Мордовский государственный педагогический
институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск

Ключевые слова: непродуктивное сценическое волнение, концертное выступление, критерии эстрадной готовности.
Аннотация: В статье рассматривается вопрос психологической подготовки музыкантов к концертному выступлению, раскрываются причины и пути преодоления непродуктивного сценического волнения.

WAYS TO OVERCOME UNPRODUCTIVE STAGE DURING

VALGUSNOVA EKATERINA NIKOLAEVNA

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

Key words: non-productive stage excitement, live performance, pop readiness criteria.
Abstract: The article discusses the psychological preparation of the musicians to the concert performances, reveals the causes and ways to overcome the unproductive stage excitement.

В музыкально-исполнительской деятельности концертное выступление является итогом длительной, кропотливой работы каждого музыканта. На сцене ему необходимо сосредоточиться, собраться и донести до слушателя замысел композитора, свои эмоции, чувства и переживания, связанные с воплощением музыкального сочинения в жизнь. Это очень важный и ответственный момент и поэтому он в большей или меньшей степени сопряжен с волнением. Главной причиной сценического волнения музыкантов является чувство ответственности и возрастающей взыскательности к себе, ведь каждое произведение, исполняемое на сцене, переживается музыкантом, как целая жизнь. Он увлекает за собой слушателей в мир своих представлений, ощущений, переживаний, и, тем самым, исполнитель является проводником от композитора к слушателю, связующим звеном эпох и поколений.
На практике достаточно часто бывает нелегко воплотить в жизнь столь сложные задачи. Поэтому для ряда музыкантов и особенно для многих учащихся концертное выступление является далеко не простым делом. Нередко сценическое волнение способствует большей яркости исполнения, но во многих случаях оно сказывается отрицательно. Так, многие учащиеся играют на эстраде скованно и часто формально, а у других игра приобретает нарочитый, искусственный характер. Сценическое волнение часто приводит также к запинкам, остановкам и т.д. Кроме того, известно, что среди музыкантов были превосходные виртуозы, которые боялись эстрады и обычно играли перед публикой гораздо ниже своего настоящего уровня.
Обладание эстрадной выдержкой во многом зависит от психологического склада личности, так как пребывание на сцене, будь то музыкальное исполнительство, либо актерская игра, связаны с сильным психическим давлением. Поведение на сцене – это по существу, поведение в экстримальной ситуации, суть которой заключается, во-первых, в направленности внимания множества людей, в воздействии их биополей, и, во-вторых, в общественной значимости концертного выступления.
Многие музыканты считают, что сценическое волнение необходимо во время концертного выступления, поскольку, оно должно привносить в игру исполнителя повышенную остроту восприятия и чувствования. Такое сценическое волнение называется продуктивным. В то же время, излишнее сценическое волнение, не связанное с интерпретацией музыкального сочинения, и самовыражению называют непродуктивным. Научные исследования показали, что даже кратковременное концертное выступление требует от человека психических затрат, равноценных восьмичасовому рабочему дню и что в процессе концертного выступления в организме исполнителя происходят значительные физиологические изменения: повышение артериального давления, учащение сердцебиения, повышение температуры, адреналина, холестерина в крови и т.д. Их чрезмерность свидетельствует о непродуктивном сценическом волнении, в неумении адаптироваться к экстримальной ситуации и наоборот. Кроме того, у сценически адаптированного музыканта все физиологические изменения в его организме после концертного выступления постепенно исчезают без последствий для здоровья подобно тому, как они проходят у хорошо тренированного спортсмена. Причем происходит это естественно и без применения различных медикаментов. В противном случае музыканту противопоказана сценическая карьера, так как она может привести к печальным последствиям для организма. Известны даже случаи, когда артисты умирали прямо на сцене во время концертного выступления, а также после него. Так, знаменитый пианист ХХ века Симон Барер скончался во время концертного выступления, а профессор Ленинградской консерватории Н. И. Голубовская умерла после концерта [2, с. 175].
Непродуктивное сценическое волнение зачастую является фактором, препятствующим полноценному раскрытию возможностей исполнителя, поэтому необходимо искать пути к его преодолению или научиться направлять его на раскрытие художественного замысла музыкального произведения. Для уменьшения степени сценического волнения лучшим замещающим действием может быть полное сосредоточение внимания исполнителя на самом музыкальном произведении. Различные исследования показывают, что если музыкант полностью концентрируется на исполняемом музыкальном сочинении, то качество его игры значительно повышается по сравнению с тем, когда исполнитель думает, например, о том, какое впечатление он произведет на публику. В связи с этим, К. Станиславский говорил об узком и широком круге внимании актера, выходящего на сцену. Под узким вниманием он имел в виду направленность актера только на то, что он делает на сцене. Под широким вниманием – мысли о том, как он выглядит перед зрителями и что они скажут о его исполнении. В целях преодоления непродуктивного сценического волнения К. С. Станиславский советовал начинающим находиться именно в узком круге внимания. Он был убежден, что только тогда актер имеет все шансы хорошо стравиться с ролью [3, с. 88].
Современные научные исследования подтверждают рекомендацию К. С. Станиславского о необходимости думать в первую очередь об исполняемом, а не о реакции публики. В процессе концертного выступления исполнителю необходимо полностью сосредоточиться, собраться, напомнить себе самые важные задачи и заполнить свое сознание представлением исполняемого. Внутреннее спокойствие – необходимое условие любого исполнительского творчества. Исполнитель должен быть также убежден, что в предварительной концертному выступлению работе им все продумано, услышано, а технические трудности преодолены.
Большое значение для устранения непродуктивного сценического волнения имеют частые концертные выступления. Долгое время считалось, что единственный способ адаптироваться к психологически некомфортной сценической ситуации заключается только в регулярном выходе на сцену. Десятилетиями педагоги давали один и тот же совет: «Играйте больше при публике!». Но в последнее время сценическое волнение стало предметом научного исследования, результаты которого показали: сценическая выдержка поддается воспитанию и пути преодоления непродуктивного сценического волнения разнообразны.
Главной основой психологически комфортного состояния исполнителя в процессе концертного выступления является высокая степень выученности музыкального произведения. Поэтому прежде, чем вынести произведение на концерт, необходимо, в частности, по мнению Л. Л. Бочкарева проверить: соответствует ли оно следующим критериям эстрадной готовности:
1. Умение сознательно управлять игрой.
2. Умение интерпретировать произведение в воображаемом звучании и в действии.
3. Исчезновение представлений о технических трудностях.
4. Появление импровизационной свободы.
5. Возможность эмоционального «проживания» своего исполнения и «слушательского» восприятия своей игры.
6. Способность регулировать психическое состояние [2, с. 179].
Нередко причиной непродуктивного эстрадного волнения является боязнь исполнителей играть наизусть. Г. М. Коган в этой связи отмечает, что «… сама по себе память тут по большей части не при чем. Они волнуются оттого, что боятся забыть, забывают же оттого, что волнуются» [1, с. 65]. Следует также заметить, что в большинстве случаев, особенно в студенческой среде, «это страх «нечистой совести». Сочинение либо недостаточно прочно выучено на память, либо выучено только перед концертом, и исполнитель еще не успел в него «выграться». Поэтому крепкое, правильное и заблаговременное выучивание произведения на память, психологически грамотное поведение на сцене значительно уменьшат эту боязнь» [2, с. 180].
Таким образом, существуют общие закономерности преодоления непродуктивного сценического волнения, которые во многом способствуют комфортному концертному выступлению любого исполнителя. Однако следует также учитывать, что психика каждого исполнителя, как и его одаренность, сугубо индивидуальны и единого «рецепта» преодоления непродуктивного сценического волнения для всех музыкантов нет и быть не может. Поэтому, каждый исполнитель должен вырабатывать свою индивидуальную систему психологической подготовки к концертному выступлению.

Список использованных источников

1. Коган, Г. М. У врат мастерства / Г. М. Коган. – М.: Советский композитор, 1977. – 177 с.
2. Овсянкина, Г. П. Музыкальная психология / Г. П. Овсянкина. – СПб.: Издательство «Союз художников», 2007. – 240 с.
3. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учебное пособие / Ю. А. Цагарелли. – СПб.: «Композитор», 2008. – 368 с.

Добавить комментарий