РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЮРТАЕВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА,
ШИШКИНА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
Мордовский государственный педагогический
институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия.

Ключевые слова: тембровый слух, музыкальная деятельность, музыкальное образование.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития одного из компонентов музыкального слуха – тембрового слуха у младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Изучение музыки на начальной ступени общего образования имеет ряд специфических особенностей, определенных ФГОС начального общего образования по предмету «Музыка». Среди перечисленных в стандарте целей музыкального образования есть и та, которая включает развитие музыкального слуха. Следовательно, развитие тембрового слуха как составляющей музыкального слуха, является актуальной проблемой, подкрепляемой нормативными документами.
Для успешной реализации определенных в стандарте по музыке задач (в том числе и задачи развития музыкального слуха) следует учитывать некоторые особенности младших школьников. Среди них можно отметить то, что музыкальный уровень младших школьников достаточно разный. Одни дети еще в дошкольном возрасте умеют слушать музыку не отвлекаясь, чисто и выразительно петь, некоторые играют на музыкальных инструментах, другие – не владеют этими навыками. Некоторые дети целенаправленно занимаются музыкой в домашних условиях или в учреждениях дополнительного образования. Закономерно, что вследствие данных причин музыкальное развитие младших школьников происходит по-разному.
Развитие музыкального слуха младших школьников происходит в процессе разнообразных видов деятельности, среди которых инструментальное музицирование занимает определенное место. Важным является тот факт, что инструментальное музицирование находит отражение в ряде программ по музыке, среди них – программа, подготовленная под руководством Д. Б. Кабалевского [3] и типовая программа по музыке, разработанная под общим руководством Ю.Б. Алиева [1].
В процессе исполнения дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр. Исходя из того, что тембровый слух является основой других форм и видов музыкального слуха, то его систематическое развитие в младшем школьном возрасте представляется необходимым в процессе школьных занятий на уроках музыки.
Развитый тембровый слух является одним из важнейших показателей музыкальности ребенка и оказывает воздействие на успешность музыкально-исполнительской деятельности. Умение запоминать и четко дифференцировать качество звучания, как на разных инструментах, так и в пределах одного, является необходимым условием формирования у обучающихся звукового эталона.
В музыкально-теоретической литературе под тембром понимается особый характер или окраска звука, зависящая от взаимоотношения его частичных тонов. Тембр, как и гармония, отражает звук, который в своем акустическом составе является созвучием. Как средство музыкальной выразительности, тембр позволяет выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты.
Одним из признаков развитого тембрового слуха является способность обучающихся вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на различные средства музыкальной выразительности.
Замечено, что тембровый слух лучше всего развит у оркестрантов и тех любителей музыки, которые постоянно слышат звучания различных инструментов, и поэтому имеют возможность накопить богатые слуховые впечатления. Поэтому закономерно, что в педагогической практике многие учителя музыки для развития тембрового слуха школьников используют звучание симфонического оркестра и даже прибегают к имитации его звучания или вызывают в воображении учащихся. Практический опыт отдельных учителей музыки показывает, что подобные приемы достаточно эффективны для развития тембрового слуха.
В развитии тембрового слуха определенное значение приобретают закономерности синестезии. Описание слуховых ощущений в терминах и понятиях других видов ощущений – один из распространенных приемов в работе по развитию тембрового слуха. Звук может наделяться каким-то определенным цветом, или быть прозрачным (густым), или ощущаться светлым (темным) и т.д.
Один из действенных приемов развития тембрового слуха – намеренное преувеличение нюансировки. Так, один и тот же фрагмент из музыкального произведения может быть сыгран со всеми градациями, начиная от ff и заканчивая pp.
Как показывает практический опыт, не только пассивное слуховое знакомство, но и активное изучение различных детских музыкальных инструментов может способствовать целенаправленному развитию тембрового слуха учащихся. Богатство разнообразных тембровых красок позволяет детям сделать выбор инструмента для аккомпанемента к песне. Опыт тембрового различения инструментов способствует нахождению оптимальных вариантов тембровых звукосочетаний при разучивании несложных пьес, дает возможность самим детям определить необходимый инструмент для выражения тех или иных звуковых красок [2]. Спектр тембровой восприимчивости учащихся может быть значительно расширен за счет естественного детского интереса к музыкальным инструментам.
Методы развития тембрового слуха младших школьников в процессе музыкальной деятельности, безусловно, могут варьироваться; но сам факт развития тембрового слуха у детей на уроках музыки очевиден и должен иметь место в практике учителей музыки в общеобразовательной школе.

Список использованных источников
1. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. — М. : Владос, 2002. — 336 с.
2. Апраксина, О. А. Из истории музыкального воспитания / О. А. Апраксина. — М., 1990. — 59 с.
3. Яременко, Е. О. Программы общеобразовательных учреждений / Е. О. Яременко. — М. : Просвещение, 2002. — 159 с.

Добавить комментарий