РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

КОСОБОКОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА,
ШИШКИНА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Мордовский государственный педагогический
институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия.

Ключевые слова: музыкально-слуховые представления, музыкальная деятельность, музыкальное образование.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития одного из компонентов музыкального слуха – музыкально-слуховых представлений у младших школьников в процессе инструментального музицирования в общеобразовательной школе.

Инструментальное музицирование – это особый вид художественной деятельности, который требует от исполнителя владение определенными качествами. О сущности и структуре исполнительских качеств написано много работ опытных педагогов-музыкантов. Фактически все они утверждают, что исполнитель должен обладать хорошими музыкальными способностями, артистизмом, техническим мастерством и т.д. Одной из главных составляющих в системе музыкальных способностей являются музыкально-слуховые представления, недостаточная развитость которых делает невозможными занятия музыкальной деятельностью.
Согласно современным музыкально-педагогическим исследованиям слуховой фактор является основным, определяющим в искусстве исполнении музыки. Вопросы развития музыкального слуха (в том числе и музыкально-слуховых представлений или внутреннего слуха) у учащихся получили достаточное освещение в работах А. Д. Алексеева, Б. В. Асафьева, Л. А. Баренбойма, Т. Л. Беркман, А. Г. Каузовой, Г. М. Когана, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. Г. Нейгауза, Г. М. Цыпина, Г. Шатковского и других. Однако далеко не все учителя музыки справляются с постановкой и решением музыкально-слуховых проблем; этому способствует и автоматизация игровых действий, и стереотипизация исполнения, и заторможенность слухового сознания, и причины субъективного плана. Сказанное определяет актуальность выбранной темы данной статьи.
Развитие музыкально-слуховых представлений у младших школьников в процессе музицирования на инструменте включает следующие направления:
– формирование у учащихся мотивации музыкально-исполнительской деятельности: развитие интереса и потребности, положительного отношения к ней путем активизации восприятия, мышления, памяти, воображения в процессе слушания и исполнения музыкальных произведений;
– развитие музыкальных способностей путем накопления музыкально-слуховых представлений, исполнительского репертуара, интеллектуального, эмоционального, технического и художественного совершенствования учащихся;
– развитие музыкально-слуховых представлений при помощи комплексного применения методов восприятия, изучения и исполнения музыки, метода репертуарного отбора, влияющих на становление музыкальной интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.
Музыкальный слух, по мнению педагогов-музыкантов, – это способность слышать, прослеживать и соотносить движение развертывающихся мелодий, мелодических линий, фактурных пластов; это сложная, но единая способность, направленная на целостное восприятие музыки; способность человека воспринимать одновременно, параллельно несколько звуковых потоков. Музыкальный слух, как и любое сложное явление, обладает сложной структурой и включает в себя множество компонентов, направленных на восприятие различных сторон музыки (звуковысотной и ритмической, динамической и тембровой, мелодической и гармонической и др.). Музыкально-слуховые представления включают в себя способности внутреннего представления данных сторон музыкальной ткани.
Эффективное развитие музыкально-слуховых представлений у учащихся происходит наиболее успешно в процессе активизации различных музыкальной деятельности на уроке. При этом важнейшим моментом любого музыкального занятия является установление взаимосвязи между различными видами деятельности, умелый отбор музыкального материала (репертуара) для последовательного решения развивающих задач, а также создание определенных педагогических условий. Для интенсивного развития музыкально-слуховых представлений в процессе инструментального музицирования: 1) должна устанавливаться возможная и необходимая, а вместе с тем и достаточная мера сложности произведений с точки зрения их развивающего воздействия; 2) должны быть определены методы и приемы обучения музыке детей, наиболее эффективные на разных этапах; 3) необходимо установить последовательность усложнения самих произведений и форм работы над ними; 4) также необходимо постоянно развивать основные компоненты музыкально-слуховых представлений.
При этом преподаватель должен руководствоваться следующими требованиями, позволяющими достигнуть положительных результатов в развитии музыкального слуха у учащихся:
— необходима опора на совокупность принципов, форм и средств музыкального образования, которые обеспечивают целостный подход к развитию музыкально-слуховых представлений;
— важно использование диагностических методик, которые позволят грамотно развивать музыкально-слуховые представления младшего школьника в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей; диагностика позволит определить индивидуальный путь формирования музыкально-слуховых представлений;
— необходимо применение как общепедагогических, музыкально-педагогических, так и специальных методов развития внутреннего слуха у учащихся начальных классов;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— необходимо развитие интереса и потребности детей в исполняемой музыке, которые активизируют музыкальный слух и музыкально-слуховые представления, в частности.
В целом, для исполнения музыки (и развития музыкального слуха) от учащегося требуется заинтересованность, осмысленность, эмоциональность, певучесть звукоизвлечения и постоянный слуховой контроль. Именно на воспитание этих качеств должен быть направлен учебно-воспитательный процесс на уроке музыки.
В заключение отметим, что инструментальное музицирование требует прежде всего практической деятельности. Объяснение, овладение известным теоретическим багажом не может здесь ни количественно, ни качественно являться основной частью педагогического процесса. Поэтому основной формой развития музыкально-слуховых представлений учащихся является индивидуальная и коллективная практическая работа по инструментальному музицированию.

Добавить комментарий