ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕКЛАССНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ РАБОТЕ

АХМЕДХАНОВА ЭЛЬВИРА МАГАМЕДХАНОВНА
ШИШКИНА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Мордовский государственный педагогический
институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия.

Ключевые слова: нравственные качества, внеклассная музыкальная деятельность, музыкальное образование, младший школьник.
Аннотация: В статье затрагиваются проблемы нравственного воспитания детей, и в частности развития нравственных качеств личности у младших школьников на музыкальных занятиях во внеурочное время.

Актуальность проблемы нравственного воспитания учащихся связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности; во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности; в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку; и в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Таким образом, определение нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет сложившееся в последние годы представление о школе как важнейшем социальном институте, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовного, нравственного, интеллектуального, социального и эстетического развития обучающегося. Школа призвана помочь ребенку в реализации становления его личностных качеств, духовного образа «Я», в его ценностном ориентировании, что в целом будет способствовать процессу нравственного воспитания учащегося. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности учащегося.
В настоящее время мало кем отрицается огромное воздействие музыкального искусства на становление духовного и нравственного мира личности. Музыкальное искусство и заложенный в нем духовный и нравственный потенциал способствуют определению ориентиров морали и правил общения в современном обществе. При этом освоение учащимися музыки способствует формированию ценностных представлений, основ духовности, становлению нравственных качеств личности, воспитанию музыкальной культуры, художественного вкуса, морали и мотивации к позитивному поступку.
Как показывает обзор методической литературы в области теории и практики музыкального образования и воспитания, проблема развития нравственных качеств личности, ценностных ориентиров, духовного мира учащихся начальной общеобразовательной школы в процессе внеклассной музыкальной деятельности остается не вполне решенной на сегодняшний день, а механизм воздействия данного феномена на нравственную сферу личности ребенка освещен недостаточно полно.
Мы предполагаем, что решение данной проблемы может быть успешным при следующих условиях:
– если организовано эмоционально насыщенное общение с музыкальным искусством на основе сотрудничества, совместного художественного творчества педагога и учащихся во внеурочное время;
– если обеспечивается соответствующая подготовка учителей музыки к реализации нравственного воспитания средствами музыкального искусства (включение компонентов, способствующих формированию нравственного сознания, чувств, мышления учащихся; использование различных форм, методов и приемов нравственного воспитания);
– если в музыкально-образовательном процессе будет акцентироваться внимание учащихся на нравственном содержании произведений музыкального искусства;
– если в музыкально-педагогическом процессе созданы условия для самореализации творческой индивидуальности и раскрытия нравственного потенциала младших школьников.
Реализация перечисленных условий требует рассмотрения сущности, содержания и основных понятий нравственных качеств, нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрытия путей развития нравственных качеств в младшем школьном возрасте, изучения методов, форм и приемов нравственного воспитания младших школьников в процессе внеклассной музыкальной работы.

Добавить комментарий