ПУТИ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АХМЕДХАНОВА ЭЛЬВИРА МАГАМЕДХАНОВНА
ШИШКИНА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Мордовский государственный педагогический
институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия.

Ключевые слова: нравственные качества личности, внеклассная музыкальная деятельность, музыкальное образование, младший школьник.
Аннотация: В статье затрагиваются вопросы определения путей и методов нравственного воспитания детей средствами музыкального искусства, и в частности развития нравственных качеств личности у младших школьников в процессе внеклассной музыкальной деятельности.

В педагогической литературе под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости); нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
При этом личностными результатами нравственного воспитания учащихся являются такие сформированные нравственные качества, как любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг и др. Именно эти качества и необходимо развивать у младших школьников в процессе внеклассного музыкального образования.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся, так как наиболее оптимальным для формирования нравственных качеств личности является младший школьный возраст – период 7–10 лет.
Пути и методы работы с детьми в контексте нравственного воспитания их личности подчиняется следующим основным принципам дидактики:
– соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;
– связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;
– комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
– сочетание единства требований и уважения к личности каждого воспитанника;
– увлечённость и интерес;
– активность, сознательность и самостоятельность учащихся;
– учёт реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Эти принципы органично дополняются принципами музыкального образования, заложенными выдающимися педагогами-музыкантами. К данным принципам относятся:
– принцип активизации творческих возможностей обучающихся (сознательности и активности);
– принцип звуковой наглядности;
– принцип движения от внутреннего к внешнему, от художественного образа к техническим средствам его воплощения;
– принцип нравственной направленности музыкального обучения;
– принцип воспитывающей сущности обучения.
Перечисленные принципы позволяют научно обосновать пути реализации педагогического опыта учителей музыки общеобразовательной школы в нравственном воспитании учащихся.
Реализация перечисленных принципов возможна в сочетании с определенными методами.
Основные группы методов нравственного воспитания – это методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, словесно-эмоционального воздействия, наглядно-практического воздействия. Также в педагогической литературе выделяются методы: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).
В младших классах при освоении произведений музыкального искусства, наряду с традиционными методами обучения, целесообразно использовать следующие методы нравственного воспитания: рассказ на этическую тему, разъяснение, внушение, этическую беседу, пример.
Данные методы мы опробовали в процессе педагогического эксперимента в общеобразовательной школе. В беседах с педагогами мы выяснили методику их работы по нравственному воспитанию учащихся на внеклассных занятиях по музыке. В частности, преподаватели использовали следующие методы нравственного воспитания: этические беседы (рассказы на этическую тему), диспуты (проводятся раз в месяц, при этом дети выбирают тему из предложенных преподавателем), письменные размышления на нравственную тему, пример (герои музыкальных произведений и т. п.), встречи с «интересными» людьми.
У школьников 2-го и 3-го классов мы выясняли уровень развития нравственных качеств при помощи анкетирования, метода творческих заданий, в беседах с родителями, учителем музыки. Мы разработали также критерии оценки каждого из заданий. Результаты диагностики показали, что учащиеся находятся на среднем уровне развития нравственных качеств личности, недостаточном для успешной социальной и музыкальной деятельности.
Разработанные нами методические рекомендации были направлены на развитие нравственных качеств личности учащихся начальных классов в процессе внеклассной музыкальной деятельности. Нами были проведены внеклассные занятия, включающие морально-нравственный аспект освоения учащимися произведений музыкального искусства народов России и в частности, произведений лезгинских композиторов и народной лезгинской музыки. В ходе занятий ставился акцент на адекватное восприятие и понимание музыки, с опорой на метод духовно-нравственного анализа, предполагающий осознание сути музыкального произведения с одновременным раскрытием духовного мира учащихся.
Занятия проводились средствами интеграции различных видов искусств: музыка, живопись, литература, история. Нами использовались презентации, иллюстрации, репродукции нравственного содержания.
При знакомстве с музыкальным творчеством использовались такие методы музыкального воспитания, как метод «осознания интонационного смысла»; метод «эмоциональной драматургии»; метод «размышления о музыке», наглядные методы, метод показа. Музыкальные произведения прекрасно подходят для проведения этических бесед с учащимися и этического рассказа педагога. Приемы, которыми можно развивать нравственные качества личности ребенка:
– словесное пояснение педагога, исполнительский показ учителя;
– рисование картин после прослушивания музыкального произведения;
– инструментальное исполнение мелодии, темы;
– художественные ассоциации, сопереживания в процессе музыки;
– метод сравнения, сопоставления; личностные переживания учеников;
– музыкально-поэтический рассказ;
– написание мини-сочинения после прослушивания фрагмента музыкального произведения;
– метод наглядности (рисунок, фотографии, репродукции);
– беседа о эмоциональной образе произведении, его разбор;
– художественно-педагогический анализ.
В заключение скажем, что музыкальное наследие отечественной культуры оказывает позитивное воздействие на духовную и эмоциональную сферу человека, приводя ее в гармонию с окружающим миром. Сущность и специфика музыкального искусства заключается в положительном воздействии на процессы формирования системы ценностей, духовного и нравственного потенциала личности младших школьников.

Добавить комментарий