ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СОЛЬНОМУ ПЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Чинякова Надежда Ивановна
Бушаева Ольга Геннадьевна

Для современной России одной из самых важных целей является воспитание много знающих, высоконравственных, инициативных, твор-ческих и компетентных граждан. Данная установка относится и к сфере образования, что отражено в новых Федеральных государственных образовательных стандартах. Сегодня наша страна нуждается в людях не только обладающих определенным объемом знаний и умений, но и способных творчески преломлять полученный образовательный арсенал в практике, адаптируя его в различных областях жизнедеятельности и опираясь на выработанные обществом духовно-нравственные нормы. Достижение таких целей весьма сложный и продолжительный процесс, в связи с чем он должен начинаться с раннего детского возраста и быть максимально эффективным.
В связи с этим особая роль отводится освоению детьми искусства, что имеет ряд приоритетов. Так, любой его вид своим специфическим языком отражает чувства, что подразумевает эмоциональную реакцию на восприятие явлений искусства, рождение определенного отношения к художественному образу и его драматургии. Это формирует духовно-нравственные стороны человека, его культуру, вкус и мировоззрение, качество которых во многом зависит от художественной ценности изучаемых произведений. При большой распространенности искусства в современном социуме, лидерскую позицию в нем сегодня занимает музыка, чему способствует стремительный рывок научно-технического прогресса, повысивший ее распространения в социуме, степень доступности слушания и социализации музыки, сбора информации о ней, ее создателях и ис-полнителях, непосредственного и дистанционного участия в дискуссиях и музыкальных мероприятиях и т. д. Следует отметить, что наивысшую популярность среди населения имеет сольное вокальное исполнительство, особенно относящееся к сфере легкого, развлекательного жанра. Находясь в данных условиях, ребенок начинает идентично взрослым относиться к такой, отовсюду звучащей музыке, осознавая ее преобладание, привыкая к ней, а также впитывая и реагируя на ее содержание, невольно формируя свои музыкальные пристрастия и желание подражать социализирующих ее кумирам, что особенно ярко проявляется в школьном возрасте.
Указанное положение нельзя изменить в одночасье и, декларируя необходимость перемен, общество продолжает соглашаться с ограниченной популяризацией высокого искусства, уступающего «попсе» в востребованности у массовой публики и коммерческой выгодности социализаций, что тормозит повышение уровня музыкальной культуры у граждан, в том числе и у подрастающего поколения. Однако, на наш взгляд, сложившиеся условия учитель может продуктивно использовать в образовательном процессе, в частности, через изменение направленности музыкальных предпочтений младших школьников, чего достичь значительно сложнее в средних и старших классах.
Стремление стать таким, как любимый певец и освоить для этого певческое искусство, мотивирует ребенка к регулярным занятиям вока-лом и от учителя зависит каковы будут избраны методики и музыкальный материал такого обучения, его результаты, к числу которых относится смена (улучшение) у учащегося вокально-исполнительских ориентиров в его собственном пении и творчестве других.
Для сохранения учителем стабильного интереса ребенка к занятиям вокалом необходимо разъяснить и добиться понимания учеником того, что певец должен обладать множеством умений и качеств, которые можно и нужно формировать. Довольно частой ошибкой в этом плане на занятиях является сосредоточенность на развитии технической стороны пения, что постепенно начинает утомлять ребенка, понижает внимание, может провоцировать утрату интереса, приводить к дискомфорту и даже заболеваниям голосового аппарата. Отрываясь от художественной стороны в освоении музыкальных произведений, занятие начинает приобретать черты урока физической культурой. Это происходит из-за того, что связки как любые другие мышцы необходимо тренировать, добиваясь требу-емого качества действий. Но без совмещения с художественным началом, передаваемой эмоцией, данный процесс становится последовательным формированием набора спортивных (физкультурных) умений, что обычно бывает монотонным и быстро надоедает ребенку. Более того, такое обучение надо далее продолжить и научиться применять приобретенные навыки в художественном исполнении, то есть в выражении чувств, что увеличивает временные затраты освоения комплекса умений.
Множество составляющих компонентов певческой деятельности требует развития каждый из них или максимального их количества. Но эти составляющие часто формируются у индивида с разной скоростью, так же как и в целом комплекс этих умений у разных школьников. На ускорение данного процесса во многом влияет уровень музыкальной одаренности детей. И здесь важно понимание, что «суть одаренности певца, как и любой другой профессиональной одаренности, представляется, по словам Д. Н. Генриха, не просто в ярком проявлении определенных качеств, сложенных в некую иерархию, а в их способности гибко подстраиваться, дополнять, подпитывать друг друга» [1, с. 84]. Следовательно, развивая у конкретного ребенка наиболее доступные ему качества и умения, легче перейти на их основе к решению более сложных задач, к освоению других составляющих и полного комплекса таковых.
Указанное открывает перспективы и для обучающихся с менее развитыми или выраженными стартовыми музыкальными способностями, эффективное формирование которых целесообразно на базе выполнения заданий по ритмике, пластическому интонированию, анализу и т. д., а также посредством решения несложных организационных задач, поддерживающих интерес к певческой деятельности через причастность к ней. Среди таких детей встречается обычно довольно много желающих научиться правильно и красиво петь, согласных, что для достижения данной цели потребуются от них большие усилия и повышенные временные затраты. Такие устремления надо обязательно поддерживать. Основанием тому могут служить, например, выводы изложенные в исследовании С. Н. Лосевой о том, что при занятии пением у школьников «структурные компоненты музыкальной одаренности развиваются равномерно, что в конечном итоге приводит к образованию устойчивой структуры», а для детей не занимающихся вокалом, «образование целостной структуры не ха-рактерно» [2, c. 8]. Более того, автор отмечает выраженную зависимость увеличения количества «значимых связей музыкальности с интеллектом, креативностью и духовностью» у школьников от их занятий вокалом [2, c. 8].
Представленный подход к организации обучения сольному пению позволяет частично решить вопрос о необходимом наличии вокальной одаренности учеников при их включении в данный образовательный процесс. Это также понижает остроту проблемы детской вокальной одаренности и ранней профессиональной ориентации, которая, по словам В. П. Морозова, «является, как известно, важнейшей заботой родителей (стоит или не стоит определить ребенка в музыкальную школу, музыкальное училище на вокальное отделение) и т. д. [3]. Разрабатывая и апробируя такие методики на практике, появляется возможность компенсировать образовавшиеся в 20 веке пробелы в вокальной педагогике и оптимизировать довольно сложный для реализации в школе процесс обучения сольному пению, который получает перспективы стать мощным средством совершенствования подрастающего поколения современной России.

Список использованных источников
1. Генрих, Д. Н. К вопросу о способностях певца / Д. Н. Генрих // Педагогика и психология образования. – 2009. – №1. – С. 73-84.
2. Лосева, С. Н. Возрастные и структурные особенности музыкальной одаренности учащихся и её развитие в процессе вокально-хоровой деятельности: дисс. … канд. псих. наук: 19.00.07 / Лосева Светлана Николаевна. – Иркутск, 2011. – 149 с.
3. Морозов, В. П. Способ комплексной оценки вокальной одаренности [Электронный ресурс] / В. П. Морозов. – URL: http://www.findpatent.ru/patent/220/2204170.html

Добавить комментарий