ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

ЗЮЗИНА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

студентка 5 курса факультета педагогического и художественного образования

Мордовский государственный педагогический институт
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

Форма организации учебной деятельности учащихся – это структура деятельности в процессе обучения младших школьников, которая подразумевает налаживание, упорядочивание, организацию системы взаимодействия педагога с учениками при работе над конкретным содержанием учебной деятельности (М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов).
Педагоги-ученые (Н. М. Борытко, В. С. Кукушин, Х. Й. Лийметс) формы организации учебной деятельности разделяют на фронтальную, групповую и индивидуальную.
В процессе фронтальной формы происходит работа всего класса над общим заданием, когда дети действуют сообща, при опосредованном руководстве педагога.
Организация деятельности каждого учащегося над единым или разными заданиями характеризует индивидуальную форму работы младших школьников. Такие задания дети выполняют самостоятельно, взаимодействие практически исключено, деятельность учителя носит управляющий характер.
Весомый вклад в разработку общих принципов группового обучения сделали работы В. К. Дьяченко, В. В. Котова, Х. Й. Лийметса, и других.
Под групповой формой организации педагоги подразумевают создание небольших по составу групп в пределах одного класса, которые характеризуются непосредственным взаимодействием сверстников внутри группы и прямым сотрудничеством между учителем и его учениками. Такая форма способствует эффективности усвоения учебного материала, упорядочивает учебный процесс и благотворно влияет на взаимоотношения учащихся внутри группы.
Групповую работу можно считать полноценной самостоятельной формой организации обучения и воспитания. Это подтверждается такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Функции учителя заключаются в координирование деятельности: предъявлении заданий, демонстрировании инструкции по его выполнению, оценке результатов работы группы. Контроль и коррекция деятельности каждого ученика осуществляется членами внутри группы [2, с. 16].

По мнению Н. М. Борытко, «групповая работа подразумевает объединение учащихся в группы и взаимодействие внутри них между членами группы» [1, с. 68]. Ученый считает возможным использование такой организации для изучения нового материала, для обсуждения, оценивания своей деятельности, подготовки выступления. Также в учебном процессе может быть организовано и взаимообучение групп, для чего учебный материал предварительно дробится на отдельные фрагменты (блоки) по количеству групп.
Исследователем В. К. Дьяченко выделяются следующие формы группового взаимодействия:
1. Парная форма – выполнение некоторой части работы двумя учениками вместе, что дает время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь потом озвучивать свои мысли перед классом. Такая форма используется для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т. д. Это помогает развитию навыков общения, критического мышления, ведения дискуссии.
2. Кооперативно-групповая учебная деятельность – это форма подразумевает объединение малых группах учащихся общей учебной целью. В этом случае руководство работой каждого ученика учитель осуществляет опосредованно через задачи, которыми он организует деятельность группы. Выполняя часть общей для всего класса цели, группа представляет, защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения. Главные итоги такого обсуждения записываются всеми присутствующими на занятиях.
3. Дифференцированно-групповая форма организовывает работы ученических групп с разными учебными возможностями. Дифференциация задач ведется по уровню сложности или по их количеству.
4. Звеньевая форма предусматривает организацию учебной деятельности в постоянных малых ученических группах, управляемых лидерами. Ученики работают над единственной задачей.
5. Индивидуально-групповая форма предусматривает распределение учебной работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи. Результат выполнения сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносятся на рассмотрение всего класса и педагога [3, с. 105].
Использование групповой деятельности учащихся на уроках музыки предполагает применение индивидуального и дифференцированного подхода к организации деятельности школьников, учет их музыкальных способностей, увлечений, интересов и предпочтений на уроке (слушание музыки, пение, изучение творчества композиторов и т.д.).
Длительность такой формы деятельности на уроке музыки составляет 15–20 минут всего времени. При этом при фронтальной форме работы происходит общее музыкальное развитие младших школьников в основных видах деятельности (слушание музыки, вокально–хоровая работа). Однако непосредственно в групповой деятельности развиваются самые сильные стороны конкретного ученика, и ее эффективность оказывается выше.
О. Г. Ким выделяет следующие условия организации групповой работы младших школьников на уроке:
1) предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебной задачи и инструктаж учителя;
2) обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей;
3) групповая работа по выполнению учебного задания;
4) наблюдение учителя и помощь работе группы и отдельным учащимся;
5) взаимопроверка и взаимоконтроль за выполнением задания в группе;
6) сообщение учащихся учителю и классу о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов;
7) индивидуальная самооценка работы в группе, взаимооценка [4, с. 56].
Следует отметить, что учебная деятельность по группам предполагает общение младших школьников, т.е. принимать во внимание эту особенность и организовывать специальные социализирующие, воспитывающие ситуации в процессе обучения. Групповые формы учебной деятельности развивают личностные отношения учащихся, позволяют учитывать социальный статус конкретного ученика, помогают ему самоутвердиться в среде одноклассников; создают между учащимися отношения ответственных зависимостей, организуют общественный контроль, рождают общественное мнение, развивают самооценку учащихся, переживание коллективных достижений.
Таким образом, объединение учащихся в группы способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. В группе ребятам предоставлена возможность оценивать деятельность группы и самого себя, высказать свое мнение, послушать мнение других, у них вырабатывается умение работать именно в команде, младшие школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем–то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем–то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.

Список использованных источников

1. Борытко, Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков ; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 496 с.
2. Гаврильева, Н. Н. Организация групповой формы работы на уроках в начальной школе / Н. Н. Гаврильева, Н. Д. Неустроев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 32. – С. 64–71. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771020.htm.
3. Голованова, Н. Ф. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. Ф. Голованова. – М.: Академия, 2011. – 240 с.
4. Дьяченко, В. К. Новая дидактика / В. К. Дьяченко. – М.: Народное образование, 2001. – С. 100–110.
5. Ким, О. Г. Учебная деятельность в малых группах как фактор оптимизации уроков музыки в начальной школе : дисс. … канд.пед.наук / О. Г. Ким. – М., 2013. – 169 с.

Добавить комментарий