УДК 373.2(045)
ББК 74.1
И 852
Исайкина Ольга Александровна
музыкальный руководитель ЦРР «Детский сад «Сказка» ОП «Детский сад «Ромашка» г. Ковылкино
Милицина Ольга Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры
музыкального образования и методики преподавания музыки
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт
имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru
Аннотация: В статье освещены особенности включения в музыкальные занятия с дошкольниками различных видов музыкальной деятельности на основании метода художественно-педагогической драматургии, что обеспечивает многогранный подход к музыкально-образовательному процессу, эффективность развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольники, чувство ритма, метод художественно-педагогической драматургии, музыкальные занятия в ДОУ, музыкально-речевые игры.
Музыка как вид искусства подчиняется законам драматургии, которая уже заложена в основе каждого музыкального произведения и определяется его содержательной основой. Л. А. Безбородова определяет драматургию как эмоционально-содержательное построение музыкального занятия, которое подчиняется общим законам развития художественного произведения [1, с. 57].
Драматургия занятия, как утверждает О. Е. Дрень, включает следующие компоненты:
– завязку, которая основана на противоречии, конфликте;
– развитие сюжета, паузы, выбор способа действия;
– кульминацию – момент открытия, озарения;
– развязку – этап завершения, успокоения, воплощения образа [2, с. 100].
В большинстве случаев использование метода художественно-педагогической драматургии наблюдается в общеобразовательных школах на уроках искусства: МХК, ИЗО и музыки. Данный метод был описан Л. М. Предтеченской, в работах которой говорится об использовании специфических средств выразительности на уроке искусства. Автор предложила соединить законы развития действия в искусстве (прежде всего в драматургии) и законы построения школьного урока как единое художественно-педагогическое целое.
Применение данного метода в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) носит следующие отличительные черты.
Во-первых, метод художественно-педагогической драматургии на музыкальных занятиях в детском саду может способствовать их яркости и динамичности, эффективно отразиться на достижении поставленных целей.
Во-вторых, детский сад – это первая образовательная ступень, и важно с самых азов учить детей воспринимать музыку как временное искусство с пониманием законов действия, происходящего в ней.
В-третьих, велика возможность дополнения этого метода разнообразными игровыми приёмами, что является одним из главных принципов ФГОС ДО.
На основании этапов, предложенных О. Е. Дрень, мы предлагаем использовать на музыкальном занятии следующий алгоритм метода художественно-педагогической драматургии.
- Вступление. Начинать занятие нужно с приветствия мягкой интонацией, создавая изначально комфортную обстановку и педагогику сотрудничества. Это будет служить фактором положительного влияния на психику ребенка и настроем на доброжелательную и доверительную атмосферу.
- Экспозиция. В этой части занятия нужно предусмотреть знакомство с эпиграфом занятия, либо выбрать какой-то наглядный материал (игрушка, картинка, дидактический материал), вокруг которого будет происходить действие практически всего занятия.
- Завязка (Постановка проблемы). Детям задаются вопросы, ответы на которые они должны дать в процессе или в конце занятия. Важным приёмом на этом этапе урока является наглядность в виде цветка, солнца и др. С точки зрения психологии собирание в единое целое той или иной наглядности изначально нацеливает на дружную, совместную и активную работу, которая в конечном результате приведёт к логическому завершению и станет ключом к ответу на поставленную проблему. Этот приём также создаёт интерес у детей, так как они сами должны принять участие в этом процессе.
- Разработка (Разработка проблемы). В этой части занятия дети знакомятся с новым материалом и закрепляют предыдущие знания. Здесь вписывается методика развития критического мышления, благодаря которой можно позволить проявиться способности детей самостоятельно анализировать информацию, умение видеть ошибки или логические нарушения в суждениях партнёров. Во время слушания ребятам предоставлялась возможность высказывать своё мнение о настроении и чувствах героев.
- Кульминация. Дети имеют практическую возможность применить свои знания, навыки и умения во время распевки и вокально-хорового исполнения. Известно, что дети любят играть, поэтому использование различных певческих упражнений, пальчиковых игр позволяет им включиться в игру, которая направлена на показ знаний музыкальной грамоты, развитие координации слуха и голоса, а также на работу с артикуляционным аппаратом. Эта часть занятия является кульминационной, так как дети имеют возможность увидеть со стороны не только коллективную работу, но и индивидуальную – здесь можно различными приёмами и способами выделить наиболее активных детей.
На наш взгляд кульминация может происходить в форме речевых игр.
В них, создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в движениях разнообразные чувства. Тем самым, они учатся более тонко чувствовать эмоциональную настроенность музыкального произведения. Таким образом, происходит восприятие музыки и движения в единстве.
В процессе творческих музыкально-речевых игр дети вовлекаются в деятельность, требующую фантазии: они оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов, опираясь на имеющийся опыт, дети сами формируют ход музыкальной игры и поведения в ней персонажей. В результате они могут оценивать свои действия.
Например, речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками).
Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок.
Сели – посидели.
Песенку запели.
Услыхали ложки –
вытянули ножки.
Услыхали калачи –
Да попрыгали с печи,
Да давай подпевать,
Подпевать да танцевать!
Как без дудки, без дуды,
Ходят ноги не туды.
А как дудочку почуют,
Сами ноженьки танцуют.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять.
Бух, бух, бух.
Также мы предлагаем такой вид деятельности как ритмизация стихов.
Методика проведения: Педагог показывает детям картинку, читает стихотворение, разучивает его с детьми. Затем все вместе, хорошо проговаривая текст, прохлопывают ритмический рисунок стиха. На этапе закрепления ведущим, показывающим картинки, может быть ребёнок.
Наш практический опыт в качестве музыкального руководителя, регулярные занятия с детьми над развитием чувства ритма, речевыми упражнениями привели к моделированию определенной схемы работы с ритмизацией стихов.
- Установление метрического пульса простыми способами: шлепки по коленям, хлопки в ладоши, удары кулачками, притопы и т. д.
- На фоне установленного пульса выразительное и ритмичное чтение стиха.
- «Ритмическое эхо» – повторение стиха со звучащими жестами по фразам.
- «Ритмическое эхо» с использованием ударных инструментов.
- Придумывание вместе с детьми пластических жестов к стихотворению и декламация с жестами.
- Инструментальная импровизация – озвучивание стихов музыкальными инструментами (когда это возможно по содержанию).
- Подбор остинатного сопровождения к тексту на музыкальном инструменте.
Для детей используем цветовое обозначение звучащих жестов: хлопки – жёлтый, шлепки – красный, притопы – зелёный.
- Реприза – итог, обобщение изученного материала происходит с помощью обращения к эпиграфу занятия. Ребята имеют очередную возможность высказать своё мнение и понимание данного вопроса, и здесь, очередной раз, удачно вписывается методика критического мышления. Учитывая усталость детей к концу занятия уместно использовать музыкальную игру или танец, что всегда благотворно влияет на детей.
Метод художественно-педагогической драматургии позволяет выстроить занятие единой сюжетной линией, где педагог возлагает на себя функции и сценариста, и режиссёра, и актёра, вовлекая в действие детей. В свою очередь это помогает детям легче воспринимать новый материал, применять накопленные знания и умения. При поддерживании интереса у детей достигаются поставленные цели [3].
Список использованных источников
- Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования / Л. А. Безбородова. – М. , 2014. – 270 с.
- Дрень, О. Е. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук / Дрень Олеся Евгеньевна. – Екатеринбург, 2003. – 22 с.
- Михайлова, Т. Л. Использование метода художественно-педагогической драматургии на музыкальных занятиях в детском саду [Электронный ресурс] / Т. Л. Михайлова. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/07/21/ispolzovanie-metoda-hudozhestvenno-pedagogicheskoy-dramaturgii-na.