Т. А. Шутова
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, влияющие на установки и поведение личности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые социокультурные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи.
Дополнительное образование детей как составная (вариативная) часть общего образования представляет собой сущностно-мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ [1, с. 62 – 64].
Такая подсистема дополнительного образования, как дополнительное музыкальное образование (ДМО), используя потенциал искусства, преследует цель – содействовать развитию мотивации детей к познанию и творчеству, помочь растущей личности стать субъектом музыкальной культуры.
Одной из ведущих функций деятельности учреждения дополнительного музыкального образования считается культурно-досуговая. Основной формой работы по данному виду деятельности являются организация вокальных, танцевальных студий, фольклорных, инструментальных ансамблей и театральных студий [2, с. 44].
Ансамблевая игра имеет большое значение в воспитании грамотного, разносторонне развитого музыканта.
Ансамблевое музицирование в детской музыкальной школе способно значительно активизировать позитивное отношение учащихся к занятиям, способствовать установлению творческой педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуаций, способствующих достижению продуктивных результатов в художественной интерпретации музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста [7, с. 12].
Устойчивый интерес учащихся к ансамблевой игре позволяет:
1) эффективно решать музыкально-технические проблемы совершенствования игровых умений;
2) развивать весь комплекс музыкальных способностей;
3) активизировать творческую атмосферу занятий;
4) стимулировать стабильность публичных выступлений.
Создание ученического ансамбля баянистов (аккордеонистов) в детской музыкальной школе является формой работы, максимально активизирующей потребность в общении, в частности, с музыкальным искусством, общения с партнёрами в совместной музыкальной деятельности.
Такое общение активизирует творческую мысль участников ансамбля, найденные совместно новые идеи интерпретации произведений, варианта решения художественных задач, обогащают и делают творческим процесс репетиционных занятий.
Ансамблевое исполнение – процесс очень сложный, формальное выполнение нюансов и штрихов не обеспечивает искусства ансамблевой игры.
При ансамблевой игре музыканты должны постоянно слушать друг друга, причём, даже отличное владение своей партией ещё не делает участников ансамбля партнёрами. Они становятся ими лишь в процессе совместной работы.
Ф. Липс считал, что участники ансамбля добиваются раскрытия художественной идеи и содержания музыкального произведения в том случае, если между ними устанавливается прочный контакт и общение на сцене, это проявляется, прежде всего в понимании участниками ансамбля разносторонних связей отдельных партий, в подчинении своего исполнения исполнению коллектива [3, с. 62].
По мысли В. В. Ушенина, при работе ансамбля необходима индивидуальная работа каждого участника коллектива над техническим совершенством исполнения [6, с. 45]. Основы техники участников ансамбля предопределены уже самим названием жанра и заключается в умении сыграть вместе. Для преодоления трудностей, встающих перед ансамблем, каждый участник его должен обладать особым навыком, этот навык заключается в умении слушать общее звучание в процессе исполнения, каждый должен слышать ансамбль в целом, себя в ансамбле и каждого партнёра в ансамбле, он должен сыграть не только «по-своему», но и в манере партнёра.
При рассмотрении важных проблем в ансамблевой технике выделим два её основных элемента: синхронность звучания и динамичное равновесие.
Синхронность подразумевает исполнение, в котором с предельной точностью совпадают мельчайшие длительности звуков и пауз у всех исполнителей, она является важнейшей характеристикой исполнительского мастерства ансамбля. Это единое понимание и чувствование партнёрами темпа, ритмического пульса и создает ощущение неповторимой прелести звучания ансамбля. И темп, и ритм должны быть органично восприняты всеми участниками ансамбля, единство достигается лишь при едином понимании содержания и формы произведения и одинаковом эмоциональном настрое всех участников ансамбля.
Особое значение приобретает такое исполнительское качество, как умение держать темп и при необходимости легко переключаться на новый.
Синхронность является определяющим техническим требованием совместной игры, нужно вместе взять и вместе снять звук или перейти к следующему, вместе выдержать паузу. Синхронность вступления и снятия достигается значительно легче, если участники ансамбля правильно чувствуют темп ещё до начало игры, им необходимо единое понимание ритма. Часто одна и та же ритмическая фигурация в партитуре ансамбля проходит в разных голосах и партиях. Участник ансамбля, в партии которого впервые появляется эта фигурация, становится «ведущим», а партнёр, повторяющий этот же мелодический рисунок «ведомым». При этом задача второго, сыграть и исполнить этот рисунок теми же штрихами и в том же темпе. Значительную трудность в достижении синхронности исполнения создаёт необходимость исполнения сложного ритмического рисунка в одной партии и сложного, но не похожего ритмического рисунка в другой. Большую помощь здесь может оказать выявление единого способа ощущения пульсации движения, за основу принимается наиболее мелкая длительность сложной ритмической фигуры.
Ещё одним из выразительных средств исполнения в ансамбле является динамика, умелое использование которой помогает раскрыть характер музыки, её эмоциональное содержание.
Очень важным для участников ансамбля является умение уверенно владеть инструментом, способность создать впечатление нарастания или ослабления звучности. Иногда инструментовка сама помогает создать это впечатление за счёт уплотнения фактуры, появления новых тембров (включение регистров). Соотношение силы звука мелодии и сопровождения подразумевает ровность звучания ансамбля. Один и тот же нюанс по-разному осмысливается исполнителями различных партий в зависимости от того, исполняют они мелодию или гармоническое сопровождение.
Внимательно надо следить за динамическим равновесием, когда мелодический голос находится в том же регистре, что и другие голоса, в этом случае мелодический голос должен быть выделен особенно ясно относительно других голосов. Очень нелегко добиться ровного проведения мелодической линии, если она передаётся из одной партии в другую, поэтому нужно тщательно проанализировать возможности инструментов, создать одинаковый тембр, отработать динамическое и штриховое соответствие звучания в моменты передачи мелодии из одной партии в другую.
Полноценное звучание мелодии во многом зависит от манеры исполнения аккомпанирующих голосов.
Исполнители аккомпанемента должны хорошо слышать мелодию и сопровождать её в полном соответствии с характером и фразировкой.
При исполнении произведений полифонического склада возрастает роль всех голосов. Каждая партия обогащается мелодически, становится в той или иной мере важной тематически. У ансамбля баянистов и аккордеонистов большие возможности исполнения полифонии: разнообразие тембров, певучий тянущийся звук, динамическое, штриховое, тембральное противопоставление голосов – все эти выразительные средства могут быть широко применены для раскрытия содержания полифонических произведений. Начинать работу следует с определения штрихов для произношения основного тематического материала и освоения его исполнения всеми участниками в унисон. После этого можно приступать к отработке динамического равновесия звучания голосов.
Большое внимание в ансамбле уделяется исполнению баса. Басовый голос, как правило, должен звучать тише мелодического, но и в то же время громче аккомпанирующих голосов, создавая как бы фундамент для звучания всех партий, расположенных выше его.
Нельзя забывать и о размещение исполнителей, каждый участник должен быть расположен таким образом, чтобы иметь возможность слышать и видеть всех участников ансамбля и быть слышимым и видимым каждым из них.
Хорошо организованная работа в ансамбле играет большую роль в воспитании музыканта. Приобретение навыков ансамблевой техники, расширение репертуара совершенствует музыкальные исполнительские представления, развивает творческое воображение. Игра в ансамбле — это активная форма вовлечения учащихся в процесс творческого музицирования, она заключает в себе возможность передачи музыкального и жизненного опыта, исполнительского кредо и эстетических взглядов преподавателя учащемуся непосредственно в процессе исполнения музыкального произведения.
Литература
- Брутова, М. А. Педагогика дополнительного образования : учеб. пособие [Электронный ресурс] / М. А. Брутова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. — Архангельск : САФУ, 2014. — 218 с. – Режим доступа : http://www.biblioclub.ru
- Гаврилова, Е. Н. Вопросы музыкальной педагогики [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. Н. Гаврилова. – Омск : Омский государственный университет, 2014. – 164 с. – Режим доступа : http://www.biblioclub.ru
- Липс, Ф. Искусство игры на баяне / Ф. Липс. – М., Музыка. 2004. – 144 с.
- Поликашева, Н. В. Развитие системы дополнительного образования детей как ресурс социокультурной модернизации образования [Электронный ресурс] / Н. В. Поликашева. – Режим доступа: http://sibac.info/files/2011_01_25_Pedagogika/Polikasheva.pdf
- Ушенин, В. В. Исполнительское мастерство современного баяниста (аккордеониста): очерки методики профессионального обучения / В. В. Ушенин. – Ростов-на-Дону: Печатный квартал, 2018. – 92 с.
- Ушенин, В. В. Совершенствование исполнительского мастерства баяниста : учеб. пособие / В. В. Ушенин. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской гос. консерватории им. С. В. Рахманинова, 2013. – 101 с.
- Ушенин, В. В. Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов): учеб.-метод. пособие. Ч. 1: 2–4 классы ДМШ / В. В. Ушенин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 123 с.