Подготовка учащихся-пианистов к концермейстерской работе как психолого-педагогическая проблема

ЛОПАТИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

ФГОБОУ ВО «Мордовский госудственный педагогический институт имени

М.Е. Евсевьева» г. Саранск, Республика Мордовия,  lptnnv@yandex.ru

Факультет педагогического и художественного образования

Кафедра музыкального образования и методики преподавания музыки

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Концертмейстерский класс, задачи, учащиеся, практическая деятельность.

АННОТАЦИЯ: в статье анализируется проблема методического характера, связанные, в первую очередь, с уточнением основных задач, стоящих перед преподавателями концертмейстерского класса, а также с пониманием роли и значения данной дисциплины в процессе подготовки учащихся-пианистов.

Preparing students-pianists to concertmasters work

as a psychological and pedagogical problem

LOPATINA NATALYA

FHOBO IN «goodstory Mordovian pedagogical Institute named after

  1. E. evseveva», Saransk, Republic of Mordovia, lptnnv@yandex.ru

Faculty of pedagogical and art education

Department of music education and methods of music teaching

KEY WORDS: Concertmaster’s class, tasks, students, practical activity.

ABSTRACT: the article analyzes the problem of methodical character, connected, first of all, with the specification of the main tasks facing teachers of the concertmaster class, as well as with the understanding of the role and importance of this discipline in the process of preparation of students-pianists.

 

В настоящее время в системе музыкального образования сложилась почти вековая традиция преподавания концертмейстерского мастерства в музыкальных школах. Тем не менее, в этой сфере до сих пор существует ряд нерешённых проблем методического характера, связанных, в первую очередь, с уточнением основных задач, стоящих перед преподавателями концертмейстерского класса, а также с пониманием роли и значения данной дисциплины в процессе подготовки учащихся-пианистов. Важность обсуждения данных вопросов обусловлена тем, что подавляющее большинство выпускников пианистов музыкальных школ планируют свою профессиональную деятельность именно в качестве концертмейстера. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть ряд вопросов, имеющих непосредственное отношение к подготовке учащихся-пианистов к концертмейстерской работе.

Концертмейстерский класс в структуре профессиональной подготовки музыканта-пианиста является важнейшим предметом специального цикла и наряду с другими дисциплинами отвечает за целостную профессиональную подготовку специалиста, обеспечивая базу для работы в области ансамблевой деятельности. Задачи концертмейстерского класса в музыкальном образовании состоят, главным образом, в формировании и совершенствовании исполнительских умений и навыков, предназначенных для профессиональной работы пианиста с солистами — вокалистами и инструменталистами. На это же ориентированы обязательные нормативные требования к академическим программам и коллоквиумам, а также содержание предмета «Концертмейстерская практика».

На сегодняшний день в детских музыкальных школах в соответствии с ФГТ действуют рабочие программы дисциплины «Концертмейстерский класс» для обучающихся-пианистов. Задачей концертмейстерского класса

является развитие у учащегося-пианиста профессиональных навыков, необходимых для концертмейстерской работы во всех ее видах.

Перед учащимися концертмейстерского класса стоят следующие основные цели и задачи.

  1. Овладение основами теории и методики концертмейстерского мастерства.
  2. Формирование концертмейстерских умений и навыков.

Основой для этого могут служить аккомпанирование солистам (вокалистам, инструменталистам), хору, ансамблю; чтение нотного текста с листа, транспонирование музыкальных произведений, подбор по слуху мелодий и аккомпанементов, пение под собственный аккомпанемент, управление пением учащихся при аккомпанировании.

  1. Освоение практики концертмейстерской работы.

В данном случае необходимо применять два вида практической деятельности: во-первых, следует широко использовать разнообразные формы исполнительского искусства (концертмейстерская педагогическая практика, концерты, конкурсы школьной песни, смотры художественной самодеятельности, театральные постановки); во-вторых, необходимо как можно больше участвовать в различных формах учебного процесса концертмейстерского класса (работа над школьным песенным репертуаром, совместная музыкально-исполнительская деятельность, чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование, импровизация).

  1. Развитие музыкально-творческих способностей, музыкальной памяти, музыкального мышления, восприятия, воображения, эмоционально-волевых качеств.
  2. Изучение школьно-песенного репертуара, вокальной, хоровой, инструментальной, оперной и симфонической музыки.
  3. Формирование философско-эстетического мировоззрения, личностных нравственных качеств, готовности к осуществлению воспитательной работы средствами музыки.
  4. Установление межпредметных связей, культурологического направления концертмейстерской деятельности.

Добавить комментарий