Ломовцев Виктор Викторович
ФГОБОУ ВО «Мордовский госудственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» г. Саранск, Республика Мордовия, isaykina.olga@mail.ru
Факультет педагогического и художественного образования
Кафедра музыкального образования и методики преподавания музыки
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: творчество, способности, задачи, виды деятельности.
АННОТАЦИЯ: в статье анализируется развитие творческих способностей детей школьного возраста, которые определяют успехи в специфических видах деятельности.
Folklore in the development of creative abilities of school-age childrenLomovtsev Viktor ViktorovichFSBEI HE «Mordovia State Pedagogical Institute named after ME Yevseveva «Saransk, Republic of Mordovia, isaykina.olga@mail.ruFaculty of Pedagogical and Art EducationDepartment of Music Education and Methods of Teaching MusicKEY WORDS: creativity, abilities, tasks, activities.ABSTRACT: the article analyzes the development of creative abilities of children of school age, which determine success in specific activities.
По своей природе детское творчество часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность судить об индивидуальных особенностях детей.
У детей семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное.
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью.
При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно.
Распространенным является определение: способности — это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. В понятие «способности» по его мысли, заключено три идеи.
Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности, считает В.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться
Различают общие (умственные способности — развитая память, совершенная речь, точность ручных движений и специальные способности, например, музыкальные). Они определяют успехи в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки определенного рода (в нашем случае — музыкальные) и их развитие. В эти задачи входят три основные музыкальные способности.
- Ладовое чувство или эмоциональный перцептивный компонент музыкального слуха.
- Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающая звуковысотные движения. Способность к слуховому представлению совместно с ладовым лежит в основе гармоничного слуха. Это способность образует основное ядро музыкального воображения.
- Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний — это лежит в основе музыкальной отзывчивости на музыку, многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которую одновременно включается школьник, выступает одним из условий комплексного и разностороннего развития его способности.
Основное требование к деятельности, развивающей способности — творческий характер деятельности. Развитие музыкальных творческих способностей — это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области народной музыкальной культуры.