ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ

Ватолкина А. Н., ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск

Карпушина Л. П., ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск

 В настоящее время воскресные школы — наиболее массовое явление в сфере образовательной деятельности РПЦ. Основная программа обучения в современных воскресных школах включает Закон Божий, Священную историю, историю Церкви, церковнославянский язык, Богослужение и церковное пение. Одна из задач современных воскресных школ – это возрождение духовных традиций в воспитании подрастающего поколения через приобщение их к истинным христианским и общечеловеческим ценностям в ходе приобщения к православной духовной музыке.

Педагогический потенциал православной духовной музыки огромен. Духовная православная музыка – это «поющее богословие» (Б. Кутузов), «молитва в звуках». Понятия «духовная культура» и «духовность» отражают проявления красоты и гармонии. Духовное искусство призывает человека к красоте мыслей, чувств, поступков, к внутренней дисциплине и гармонии с самим собой, окружающим миром [1]. Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством хранения и передачи накопленного людьми опыта. Духовная музыка представляет собой уникальный тип музыкальной культуры. Ее воздействие на слушателя необычайно велико и может быть педагогически использовано в развитии профессиональных и личностных качеств учащихся.

Влияние православной духовной музыки на личность имеет комплексный характер, так как одновременно проявляется в воздействии на чувства, разум и волю человека. Посредством изучения русской православной музыки происходит передача духовного опыта человечества.

Православная духовная музыка включена в ритуал, воздействует вместе с архитектурой, иконописью, убранством на все органы чувств человека. Символика красок, форм, предметов, ритуальных действий, воспринимаемых зрением; слуховое восприятие глубины богодухновенных текстов и напевов; обонятельные реакции на запах ладана; осязание через помазывание елеем – все это создает особенное художественное восприятий мира. Нерасторжимое единство образуют и текст с напевом. Подлинным стержнем духовного музыкального искусства служило слово. Само духовное пение было, по представлениям древних мыслителей, мелодически расширенным чтением. Мелодия не только сопровождает текст, но и расшифровывает и интерпретирует его содержание, живописуя звуками то, что нельзя выразить словами [1].

Русская православная музыка формирует эстетические чувства, вкусы, идеалы, взгляды, способность воспринимать и оценивать мир в гармонии. Само духовное пение было, по представлениям древних мыслителей, мелодически расширенным чтением. Мелодия не только сопровождает текст, но и расшифровывает и интерпретирует его содержание, живописуя звуками то, что нельзя выразить словами [2]. Произведения духовной музыки пронизаны глубочайшим смыслом и красотой, без которых не может развиваться и вообще существовать человек. По общему и согласному мнению современных педагогов, музыка православных праздников расширяет круг наших познаний, обращение к православному искусству открывает целый мир мелодий, мир новый, обширный, прекрасный и радостный, развивает эстетическое чувство, облагораживает и утончает его, возвышает наши желания над обыденными или низкими, недостойными человека привязанностями. Главные качества духовной музыки – величественная простота, спокойствие, мудрое бесстрастие. В ней выражены глубокие, философские мысли о человеческой жизни и смерти, о жизни земной и вечной, она несет в себе высокую нравственность: патриотизм, любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, учение о добре, чувство красоты и гармонии, внутреннего покоя и сосредоточенности, дисциплины мыслей и чувств [3]. Другими словами, православная духовная музыка помогает гармонично развивать личность и воспитывать духовно-нравственные начала в человеке.

Таким образом, стоит отметить, что актуальность использования духовной православной музыки в воспитании детей, в раскрытии и воздействии на мысль, душу, нравственную и социальную позиции современного человека достаточно очевидна.

 Литература

1. Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие / Арх. Платон Игумнов. – М. : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С.86-89.

2. Сергий Коротких, священник. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий // Материалы для школьных уроков. Ч. 2 (второй год обучения). — Калининград, 2001. Стр.45-47.

3. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. / Сурова Л.В. Ч. 1: Педагогика. Школа. Человек. — Клин, 2000.

 

 

Добавить комментарий