Ватолкина А. Н., ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск
Карпушина Л. П., ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск
В настоящее время воскресные школы — наиболее массовое явление в сфере образовательной деятельности РПЦ. Основная программа обучения в современных воскресных школах включает Закон Божий, Священную историю, историю Церкви, церковнославянский язык, Богослужение и церковное пение. Одна из задач современных воскресных школ – это возрождение духовных традиций в воспитании подрастающего поколения через приобщение их к истинным христианским и общечеловеческим ценностям в ходе приобщения к православной духовной музыке.
Педагогический потенциал православной духовной музыки огромен. Духовная православная музыка – это «поющее богословие» (Б. Кутузов), «молитва в звуках». Понятия «духовная культура» и «духовность» отражают проявления красоты и гармонии. Духовное искусство призывает человека к красоте мыслей, чувств, поступков, к внутренней дисциплине и гармонии с самим собой, окружающим миром [1]. Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством хранения и передачи накопленного людьми опыта. Духовная музыка представляет собой уникальный тип музыкальной культуры. Ее воздействие на слушателя необычайно велико и может быть педагогически использовано в развитии профессиональных и личностных качеств учащихся.
Влияние православной духовной музыки на личность имеет комплексный характер, так как одновременно проявляется в воздействии на чувства, разум и волю человека. Посредством изучения русской православной музыки происходит передача духовного опыта человечества.
Православная духовная музыка включена в ритуал, воздействует вместе с архитектурой, иконописью, убранством на все органы чувств человека. Символика красок, форм, предметов, ритуальных действий, воспринимаемых зрением; слуховое восприятие глубины богодухновенных текстов и напевов; обонятельные реакции на запах ладана; осязание через помазывание елеем – все это создает особенное художественное восприятий мира. Нерасторжимое единство образуют и текст с напевом. Подлинным стержнем духовного музыкального искусства служило слово. Само духовное пение было, по представлениям древних мыслителей, мелодически расширенным чтением. Мелодия не только сопровождает текст, но и расшифровывает и интерпретирует его содержание, живописуя звуками то, что нельзя выразить словами [1].
Русская православная музыка формирует эстетические чувства, вкусы, идеалы, взгляды, способность воспринимать и оценивать мир в гармонии. Само духовное пение было, по представлениям древних мыслителей, мелодически расширенным чтением. Мелодия не только сопровождает текст, но и расшифровывает и интерпретирует его содержание, живописуя звуками то, что нельзя выразить словами [2]. Произведения духовной музыки пронизаны глубочайшим смыслом и красотой, без которых не может развиваться и вообще существовать человек. По общему и согласному мнению современных педагогов, музыка православных праздников расширяет круг наших познаний, обращение к православному искусству открывает целый мир мелодий, мир новый, обширный, прекрасный и радостный, развивает эстетическое чувство, облагораживает и утончает его, возвышает наши желания над обыденными или низкими, недостойными человека привязанностями. Главные качества духовной музыки – величественная простота, спокойствие, мудрое бесстрастие. В ней выражены глубокие, философские мысли о человеческой жизни и смерти, о жизни земной и вечной, она несет в себе высокую нравственность: патриотизм, любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, учение о добре, чувство красоты и гармонии, внутреннего покоя и сосредоточенности, дисциплины мыслей и чувств [3]. Другими словами, православная духовная музыка помогает гармонично развивать личность и воспитывать духовно-нравственные начала в человеке.
Таким образом, стоит отметить, что актуальность использования духовной православной музыки в воспитании детей, в раскрытии и воздействии на мысль, душу, нравственную и социальную позиции современного человека достаточно очевидна.
Литература
1. Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие / Арх. Платон Игумнов. – М. : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С.86-89.
2. Сергий Коротких, священник. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий // Материалы для школьных уроков. Ч. 2 (второй год обучения). — Калининград, 2001. Стр.45-47.
3. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. / Сурова Л.В. Ч. 1: Педагогика. Школа. Человек. — Клин, 2000.