ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МОРДОВСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА

FORMATION OF ETHNOCULTURAL VALUES OF STUDENTS BY MEANS OF MORDOVSKY SAND FOLKLORE

Е. А. Селезнева

МГПИ им. М. Е. Евсевьева» (Саранск, Россия)

Науч. рук. О. Ф. Асатрян, канд. пед. наук, доцент

 

Аннотация: В статье актуализируется значимость исследования процесса формирования этнокультурных ценностей современных школьников в условиях поликультурной образовательной среды Республики Мордовия, подчеркивается роль и возможности мордовского песенного фольклора в данном процессе. Особое внимание уделяется  педагогическим условиям, способствующим решению поставленной проблемы.

Annotation: The importance of research of the process of formation of ethnocultural values of modern schoolchildren in the conditions of the multicultural educational environment of the Republic of Mordovia is actualized in the article, the role and possibilities of Mordovian folklore in this process is emphasized. Particular attention is paid to pedagogical conditions that contribute to solving the problem.

Ключевые слова: этнокультурные ценности, поликультура, музыкальный фольклор, мордовская народная песня, музыкальное образование, учащиеся.

Key words: Ethno-cultural values, polyculture, musical folklore, Mordovian folk song, music education, students.

 

Сегодня, когда особо остро ставятся вопросы гражданского мира, национального согласия, воспитания «человека культуры» и «культуры в человеке», актуальность сохранения этнической культуры рассматривается как одна из основных для развития человечества. Особенно актуальна проблема этнокультурного утверждения в полиэтнических регионах, в которых обычно остается мало возможностей для сохранения языков этнических меньшинств, приобщения молодого поколения к своей культуре, к многовековым нравственным и духовным этническим ценностям.

Республика Мордовия исторически всегда была поликультурным регионом. Для современной республики начала XXI века характерно усиление интеграционных процессов, в результате которых происходит смешение этносов и этнических культур. Проблемы этнического самоопределения (познания и приятия других культур при сохранении взаимосвязи с родным языком и культурой), самореализации в  поликультурном мире – основной вектор развития современного общества Республики Мордовия.

Формирование этнокультурных ценностей учащихся является одной из важнейших задач современного общего музыкального образования.

История общего музыкального образования России показывает, что поликультурная модель музыкального образования, несомненно, может служить действенной силой диалогического сотворчества разных народов, несмотря на их культурные предпочтения.

Основополагающим звеном здесь становится изучение музыкального народного творчества, что особенно актуально в условиях многонациональных регионов и республик, какой является и Республика Мордовия. Этот процесс должен основываться на глубоком понимании специфики фольклора как одной из сфер традиционной жизни народа, концентрирующей в себе огромное художественное наследие, опыт восприятия и осознания жизненных явлений, который веками формировался и передавался из поколения в поколение [3].

Народное музыкальное искусство мордвы связано, прежде всего, с исполнительской деятельностью талантливых певцов, которые в своей среде пользовались большим уважением и любовью. В фольклоре певцы инструменталисты запечатлены веселыми, жизнерадостными людьми, способными выходить победителями из сложных ситуаций [2].

Мордовская народная песня разнообразна по своим жанрам и стилевым видам многоголосного и одиночного исполнительства. Традиционная мордовская песня живет в наши дни на всей мордовской этнической территории. Села с высокой певческой культурой можно встретить по всей территории Мордовии и во всех русских областях, где «гнездами» проживает мордовское население [1, 2]. Жизнь мордвина всегда была связана с песней, т.к. народные песни сопровождали все события жизни, и по своей сути они несли основные этнокультурные ценности, которые были востребованы во все времена – уважение к матери, почитание предков и родителей, восхваление природы и бережное отношение к ней, трепетное отношение к земле-кормилице, любовь к детям, патриотизм культивирование гостеприимства, честности, смелости, трудолюбия и  т. п.

Изучение и анализ литературных источников по исследуемой проблеме и проведенная нами опытно-экспериментальная работа позволяют сделать следующие выводы:

Возрождение этнической культуры в современных условиях возможно только через возрождение этнокультуры в системе образования вообще и гуманитарного образования в частности. Целенаправленное и системное использование достижений этнической культуры при изучении мордовского музыкального песенного фольклора способствует гуманизации образовательного процесса и является серьезной предпосылкой формирования и совершенствования личностной структуры, нравственно-этической и социальной базы личности, сознающей себя представителем своего этноса, гражданином своей страны и субъектом мировой цивилизации.

Освоение школьниками национальных песенных традиций, ставящее своей целью воссоздание традиций народной культуры, должно ориентироваться на постижение глубинных основ фольклора. Бережное и внимательное обращение к фольклорному материалу, как к источнику, понимание закономерностей форм фольклора и особенностей их бытования – условия, необходимые для того, чтобы исполнительская деятельность не оказалась разрушительной для фольклорных явлений, а стала бы новым этапом их традиционной жизни.

Формирования этнокультурных ценностей учащихся будет более эффективным, если создать следующие педагогические условия:

1) организация разнообразной познавательной и творческой деятельности учащихся, моделирующей этнически реальные ситуации погружения в мир народной педагогики, музыкального фольклора, народных традиций;

2) организация образовательного процесса на основе учета возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей и потребностей школьников, в основе которых лежат этнически обусловленные характеристики;

3) обеспечение интеграции общего и дополнительного художественного образования в части объединения целей, содержания и форм;

4) осуществление творческого развития детей в единстве с эстетическим и художественным их становлением;

5) в основу методики формирования этнокультурных ценностей личности в процессе обучения будут положены идеи гуманизма, целостности, системности, непрерывности, исторической преемственности;

6) основу методики занятий с детьми составляет народное пение как фактор оптимизации творческого развития учащихся;

7) процесс работы над народной песней должен быть не столько разучиванием, сколько передачей – с «голоса на голос», от «сердца к сердцу». В изустной форме заключается единственная возможность усвоить своеобразие фольклорного произведения, его интонационную (в широком смысле) самобытность, которая не может быть передана письменной фиксацией.

 Литература

 1. Асатрян, О. Ф. Этнорегиональное образование учащихся общеобразовательных школ в контексте диалога культур мордовского и русского народов / О.Ф. Асатрян // Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО. – 2016. – № 2 (14). – С. 166-173.

2. Бояркин, Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство / Н. И. Бояркин. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1983. – 182 с.

3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. / Г. Н. Волков – М. : Академия, 1999. – 168 с.

 

 

 

Добавить комментарий