ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

SPRING FOLKLORE AS A MEANS OF FORMING THE MUSICAL-AESTHETIC INTERESTS OF YOUNG SCHOOLBOYS

А. Ф. Кривошеина
МГПИ им. М. Е. Евсевьева» (Саранск, Россия)
Науч. рук. О. Ф. Асатрян, канд. пед. наук, доцент

Аннотация: В статье обосновывается актуальность формирования музыкально-эстетического интереса младших школьников средствами песенного фольклора, представлены основные выводы проведенного по данной проблеме исследования.
Annotation: The article proves the relevance of the formation of the musical and aesthetic interest of junior schoolchildren with the means of song folklore. The main conclusions of the research carried out on this issue are presented.

Ключевые слова: формирование, фольклор, песенный фольклор, школьник, интерес, музыкально-эстетический интерес.
Key words: Formation, folklore, song folklore, schoolchildren, interest, musical-aesthetic interest.

В настоящее время перед отечественной педагогикой стоят задачи, связанные с широкой демократизацией учебно-воспитательного процесса, поддержкой творческой инициативы педагогов и учащихся. Комплексная разработка проблем формирования личности с новым экономическим мышлением, демократическими ориентирами, развитыми творческими способностями и высокой художественной культурой не случайно становится центральной линией развития отечественной педагогики. За последние годы в обществе произошло осознание огромной роли образования в экономическом и социальном развитии страны. В связи с этим для педагогической науки важное значение приобретают вопросы успешного и эффективного усвоения содержания образования.
Эти вопросы неразрывно связаны с одной из фундаментальных проблем педагогики – проблемой интереса учащихся. От степени развития желания школьников учиться в обстановке увлеченности, радости познания зависит успех всего педагогического процесса. Знания, приобретенные учащимися на основе интереса, легче усваиваются, они более прочные. Интерес способствует тому, что познавательная деятельность становится более результативной, развивается мыслительная активность, происходит более успешное освоение учебных предметов. Сформированный интерес рождает умение и потребность самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, развивает критичность ума. Он рождает потребность в самообразовании, самовоспитании, тем самым создавая условия для формирования активной, духовно богатой, способной к творчеству личности.
Решение проблемы интереса требует от учителя музыки творческого подхода, новых эффективных методов обучения. Эта проблема широко разрабатывалась и разрабатывается сейчас в зарубежной и отечественной педагогике. Без ее решения нельзя достичь главной цели музыкального образования, сформулированной в свое время Д. Б. Кабалевским – сформировать «музыкальную культуру школьников как часть их духовной культуры».
Следует сказать, что есть совершенно уникальный источник формирования духовно-нравственной культуры личности, как фольклор.
Фольклор является величайшим достижением национальной культуры каждого народа, выступая важным средством кристаллизации духовной культуры; он выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельные жанры и произведения составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды.
Считается, что народное творчество является важнейшим средством формирования личности, причем воспитательные функции фольклора весьма многообразны. В частности, в нем выражено представление народа и о целях и задачах, и о содержании, и о средствах воспитания; а также даются конкретные советы по воспитанию детей. Вот почему сам по себе фольклор, его содержательная часть, ценности, заключенные в нем, могут рассматриваться в качестве уникального и проверенного вековой мудростью народа средства воспитания.
Вместе с тем, тщательное изучение содержательного богатства музыкального фольклора, в частности, песенного фольклора позволяет утверждать о наличии заложенных в нем больших возможностей, которые могут быть реализованы прежде всего в художественно-эстетическом воспитании детей, особенно младшего школьного возраста. Отсюда представляется весьма актуальной задача формирования общей эстетической культуры детей, их художественно-творческих интересов на основе использования средств песенного фольклора. Это и определило область нашего научного поиска, а именно, выход на проблему формирования интересов младших школьников средствами песенного фольклорного материала.
Общая стратегия исследования определилась на основе тщательного теоретического анализа проблемы формирования интересов школьников. Формирование интересов личности является одной из важных проблем воспитания. Эта проблема весьма многогранна, и потому в ее решение вносят вклад представители различных человековедческих наук. Так, психологи исследуют условия и механизмы возникновения интересов и воздействие их на личность (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович и др.), педагоги выявляют возможности формирования интереса, заложенные в педагогическом процессе (Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова, А. К. Маркова, Ю. В. Шаров и др.), социологи изучают связь интересов с общественной средой и характером деятельности личности (А. M. Архангельский, Г. А. Логинова, Т. К. Панкратов и др.).
Концептуальные основы педагогического аспекта проблемы особенно глубоко исследованы в трудах Г. И. Щукиной: сущность и значение проблемы интереса в обучении. Проводились и проводятся исследования в этой области и другими педагогами-исследователями.
На наш взгляд, сегодня большего внимания заслуживает категория эстетического интереса, т. е. интереса, основанного на актуализации в системе ценностей личности эмоционального компонента, определяющего высокий уровень развития чувства прекрасного в человеке.
Этот интерес формируется, прежде всего, в системе уроков художественно-эстетического цикла: литературе, музыки, изобразительного искусства и др. Наибольшими возможностями в формировании эстетических интересов обладают уроки музыки. Специально рассматривая вопрос о формировании учебных интересов учащихся на уроке музыки, мы пришли к необходимости уточнения их видового своеобразия и посчитали возможным ввести понятие «музыкально-эстетический интерес». Касаясь проблемы формирования музыкально-эстетического интереса школьников, следует принять во внимание те педагогические исследования, которые были посвящены проблеме формирования интереса школьников к предметам художественно-эстетического цикла. Среди них для нас наиболее значимы работы Т. П. Плесниной, Э. Б. Абдуллина, Н. Н. Гришанович и др.
В целом, можно сказать, что на сегодняшний день проблема использования песенного фольклора в музыкально-эстетическом воспитании признана в педагогической теории достаточно перспективной. В частности, заслуживает особого внимания специальное изучение возможностей песенного фольклора в процессе формирования музыкально-эстетических интересов младших школьников.
Проведенное нами в данном направлении исследование позволяет сделать следующие основные выводы:
В основе занятий должно быть интерактивное обучение. Под технологией интерактивного обучения (ТИО) понимается система способов организации взаимодействия педагога-муыканта и обучаемых в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
К основным организационно-педагогическим условиям можно отнести следующие:
1). В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения, музыкально-творческой деятельности. С другой стороны, освоение преподавателями активных методов обучения просто невозможно без непосредственного включения педагогов-музыкантов в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно, только попробовав их непосредственно, только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии.
2) Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на занятие психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы, виды музыкальной деятельности. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учащихся за активное участие в работе, предоставление им возможности для самореализации.
3) Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.
4) Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами, должен быть создан максимальный физический комфорт.
5) Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова и т. д.
6) Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Отбор произведений осуществляется в соответствии со следующими критериями:
• доступность, которая выступала в непротиворечивости выразительных средств музыки, которые помогают ребенку воспринять произведение и сформировать собственные смысловые версии, характеризующие художественно-эстетический образ, и опыта младших школьников;
• охват широкого спектра жизненных явлений: передача того или иного времени года, настроения, события, конкретного природного явления или факта человеческой жизни и т.д.;
• вариативность образного ряда произведений, то есть подбор произведений, где одно и то же явление действительности выражено в разной образно-выразительной форме;
• возможность выразить образ иными, не только музыкальными средствами.
Подобранные песни должны быть распределены на группы: а) по тематическому признаку (одна и та же тема в представлении разных народов, с помощью разных музыкальных инструментов, с разными акцентами); б) по признаку художественно-образного единства (один и тот же образ в различной инструментальной или исполнительской трактовке и т.п.); в) по приоритетному выразительному средству (ритма, мелодии и т.д.); г) отдельную группу составляли произведения для свободного выбора (дети имели возможность отобрать произведение, наиболее адекватно отражающее переживаемые ими в определенной ситуации чувства).
С учетом своеобразия и содержательных особенностей песенного фольклора разных стран и народов мира, поэтапного характера процесса формирования музыкально-эстетического интереса личности младшего школьника в исследовании была предложена система специальных методов и приемов, включающая в себя ряд групп:
1. Традиционные методы (словесные, наглядные, практические);
2. Методы проблемно-творческого характера (предъявление проблемно-творческих заданий, создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем);
3. Методы создания специальных эстетических ситуаций «погружения» в среду фольклорно-эстетических ценностей;
4. Методы организации творческой деятельности на фольклорной основе;
5. Методы стимулирования интереса к активному освоению фольклора;
6. Методы педагогической диагностики музыкально-эстетического интереса.

Литература
1. Абдуллин, Э. Б. Методика музыкального образования : учеб. пособие / Э. Б. Абдулин, Е. В. Николаева. ‒ М. : Музыка, 2006. ‒ 336 с.
2. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учебник для студ. высш. пед. уч. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. − М. : «Прометей», 2013. – 431 с.
3. Гришанович, Н. Н. Теоретические основы музыкальной педагогики: монография / Гришанович Н. Н. – Москва : Ирис Групп, 2010. – 509 с.
4. Гришанович, Н. Н. Музыка в школе : методическое пособие для учителей / Н. Н. Гришанович . – Минск : Юнипресс, 2006 . – 384 с.
5. Осеннева М. С. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М. С. Осеннева. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.

Добавить комментарий