Особенности психолого-рефлексивной деятельности учителя музыки

Ахмедханова Э. М., студентка V курса МГПИ им. М. Е. Евсевьева

В современном российском обществе постоянно изменяются требования к педагогу, к его профессиональным умениям и личностным качествам. Кроме специальных знаний педагог должен владеть знаниями по психологии и педагогике, основам управления, уметь организовывать и проводить научные исследования, использовать инновационные педагогические технологии, владеть специальной терминологией, быть профессионально успешным.
Современный учитель поставлен в ситуацию, вынуждающую его осуществлять постановку новых целей, осознание мотивов, ценностных ориентаций. Психическим механизмом формирования самосознания педагога является рефле́ксия, т.е. способность человека мысленно выходить из субъективной точки зрения и подходить к себе с точки зрения других людей. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание.
По мнению И.И. Семенова, рефле́ксия – это процесс преобразования стереотипов опыта, внутренние условия выхода в инновационную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику. Другими словами, рефле́ксия – мысле-деятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом своей деятельности.
Профессиональная рефле́ксия — это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе – с существующими о ней представлениями. Эти представления подвижны – они развиваются. Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь. По мнению Баженовой Натальи Владимировны, рефле́ксия учителя музыки представляет собой направленность сознания личности «на самое себя», отличающуюся теоретическим мышлением, духовно-творческой наполненностью, единством эмоционально-чувственного и логического компонентов, объективно-субъективным характером, динамичностью, и создает основу для наполнения профессиональных действий ценностным смыслом, стремлением и способностью к творческому познанию и преобразованию музыкально-педагогической действительности.
В механизме проявления рефлексии в музыкально-педагогической деятельности можно выделить несколько этапов:
▪ определение своей значимости, роли и места в профессиональной деятельности;
▪ оценка себя и своей деятельности глазами других,
▪ неудовлетворенность результатами собственных достижений;
▪ осмысление собственных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация;
▪ переживание тупика и осмысление сложившейся ситуации как необходимого условия для мощного рывка вперед;
▪ мобилизация ресурсов своего «Я» для дальнейшего профессионального саморазвития;
▪ изменение отношения к самому себе, к знаниям, умениям, к своей деятельности.
Процесс рефлексии ставит в центр самого педагога с, его представлениями о себе, о системе своих ценностей, уровне общей и коммуникативной культуры. Последний аспект представляется особенно важным, поскольку обучение музыке происходит в системе учитель-ученик, где учитель постоянно должен наблюдать за учениками, задумываться, что движет ходом их мыслей, поступками и с учетом этого реализовывать цели обучения. «Зная интересы и потребности детей, их индивидуальные особенности и рефлексивно отражая в своем сознании, учитель выстраивает гибкий сценарий урока, учитывающий способы удержания учеников и привлечение их к активному участию в совместной деятельности».
Исходя из этого педагогическая рефлексия — сложный психологический феномен, проявляющийся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности.
Процесс педагогической рефлексии учителя музыки имеет следующие стадии:
1. Рассмотрение опыта.
Важно здесь не делать выводов, а зафиксировать максимально подробно то, что происходило в прошлом и те мысли и ощущения, которые были связаны с опытом.
2. Понимание.
Необходимо сформулировать, какого рода проблемы возникли в результате опыта, что не получилось, выявить причинно-следственные связи.
3. Планирование. Поиск альтернативных способов разрешения существующих проблем и планирование дальнейшей деятельности. 4. Действиe. Осуществление разработанного плана с целью получения нового опыта.
Как видно из вышесказанного, процесс рефлексии носит циклический характер. Каждый цикл дает педагогу возможность выйти на более высокий уровень профессиональных знаний и навыков при условии, что каждая стадия внутри цикла будет максимально соответствовать реальной ситуации и поставленным целям. Необходимо учитывать противоречия, которые возникают в процессе, рефлексии — например, между представлением человека о самом себе и тем, каким его представляют другие; между тем, что человек реально делает и тем, как воспринимает свои действия; между вербальным и невербальным поведением. Можно сказать, что рефлексия подобна системе зеркал, многократно отражающих друг друга как для взаимодействующих друг с другом людей, так и для одного человека. Рефлексия предполагает наблюдение за своими чувствами у педагога и его наблюдение за чувствами учеников; осознание причин ситуации, возникающей в процессе педагогического общения; анализ действий, приведших к данной ситуации; прогнозирование результата, который педагог хочет получить. В процессе планирования альтернативных способов для достижения необходимой цели следует помнить, что использование даже самых новаторских наработок других педагогов без рефлексивного их осмысления в контексте обстоятельств и особенностей своей личности, как правило, не приносит желаемого успеха.
Таким образом, признаками развитой рефлексии учителя музыки являются:
● Осознание педагогом особенностей своей личности, самонаблюдение, стремление понять, как его личность влияет на учеников (с учетом их индивидуальных особенностей);
● Соотнесение педагогом смыслов и ценностей своей деятельности с тем, что происходит на уроке;
● Умение анализировать и делать выводы из своего опыта;
● Самостоятельный поиск педагогом альтернативных решений, способных изменить неблагоприятный ход событий.
Если учитель способен к рефлексии, то и эффективности его работы будет высокой.

Литература:
1. Филонич, А. В. Рефлексия как часть деятельности педагога // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/02/06/refleksiya-kak-chast-deyatelnosti-pedagoga

Добавить комментарий