Развитие навыков мышления учащихся в различных видах музыкальной деятельности

Тусаева Д. В.
студентка 1 курса ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

Мышление – это активный процесс. Его внутренним источником выступают потребности и мотивы, побуждающие человека к постановке и решению жизненно важных задач. Необходимость в нем возникает в ситуациях, когда для удовлетворения жизненных нужд субъект должен принимать во внимание внутренние, недоступные для восприятия свойства предметов и явлений, осуществлять прогнозы развития событий и процессов, планировать оптимальный способ поведения.
Операции мышления:
Анализ – мысленное разложение целого на части, выделение в нём отдельных признаков и свойств.
Синтез – мысленное соединение частей предметов или явлений, их сочетание, складывание. Неразрывно связан с анализом.
Сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
Обобщение – мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом.
Музыкальное мышление – сложный эмоционально-интеллектуальный процесс познания и оценки музыкального произведения. Это комплексная способность, которая состоит в том, что человек может оперировать художественными образами и их элементами (музыкальной речью).
Существует 3 вида музыкального мышления:
Исполнительское – наглядно-действенное (практическое) – в процессе практических действий человек осмысливает произведение, выбирает лучшие варианты исполнения, интерпретирует музыкальное произведение по-своему.
Слушательское – наглядно-образное (образное) – в процессе музыкального восприятия слушатель ищет значения, смысл звучащих интонаций.
Композиторское – абстрактно-логическое – композитор осмысливает явления, компонует материал, пропускает через себя, создаёт, развивает.
Все виды музыкального мышления имеют творческий характер, т.к. результатом любого вида музыкального мышления является познание художественного смысла музыкального произведения.
На уроках музыки музыкальное мышление проходит в своём развитии 4 уровня:
1.Протоинтонационный, 1 класс.
Главная задача – накопление музыкального опыта ребёнка. Ребята усваивают общий характер звучания музыки и не могут выделить отдельные его элементы. При изменении темпа, регистра, динамики дети не узнают знакомое произведение.
2.Интонационный, музыкально-речевой 2 – 3 классы.
Главная задача – овладение операциями анализа. На этом уровне дети выделяют элементы музыкальной речи и создают с их помощью музыкальные образы. Вводятся названия регистров, нот звукоряда, длительностей звуков, динамические оттенки, тембр.
3. Композиционный 4 – 5 классы.
Главная задача – научить процессу синтеза, создание музыкального образа и целостное его восприятие. Как сочинить из интонаций целостный музыкальный образ. Развить чувство формы, которое основано на операциях музыкального мышления.
4.Концептуальный 6 – 7 классы.
Этот уровень характеризуется развитием способности самостоятельной интерпретации музыкальных образов, формированием своего собственного взгляда на мир, выработкой своей личной позиции в искусстве, художественной оценки музыкальных явлений, самостоятельным открытием духовных ценностей в музыке.
Развитие музыкального мышления – одна из важнейших задач музыкального воспитания в общеобразовательной школе.
В зависимости от конкретного вида деятельности в музыкальном мышлении может преобладать либо наглядно-образное начало, что мы можем наблюдать при восприятии музыки, либо наглядно-действенное, как это происходит в момент игры на музыкальном инструменте, либо абстрактно-логическое, которое активизируется при сочетании музыки. Естественно, что когда все эти виды мышления соединяются воедино, можно говорить о высшем проявлении музыкального таланта.
Во многих исследованиях рассматриваются операции музыкального мышления – сравнение, обобщение, анализ. Основным методом, осуществляющим музыкальное мышление, является сравнение. Размышляя об этом, Асафьев пишет: «Всякое познание есть сравнение. Процесс восприятия музыки является сравнением и различием повторных и контрастирующих моментов» В музыкальной форме проявляются логические закономерности нескольких уровней: во-первых, логика соединения отдельных звуков и созвучий в мотивы, во-вторых, логика соединения мотивов в более крупные единицы – фразы, предложения, периоды, в-третьих, логика соединения крупных единиц текста в разделы формы, части цикла и произведения в целом
Музыкальные интонации являются обобщением ряда свойств, присущим звукам действительности. Средства музыкальной выразительности, основанные на них (лад, ритм и т. п.) также являются обобщением звуковысотных и временных отношений; жанры, стили являются обобщением всех средств выразительности, существующих в данную эпоху. Н. В. Горюхина определяет обобщение как последовательную интеграцию уровней структурирования интонационного процесса. Обобщение свертывает процесс, проецируя временную координату на одну точку целостного представления. В этом автор видит специфическую черту музыкального мышления. Для возникновения обобщения необходимо многократное восприятие и сравнения явлений одного рода. О сформированности обобщения в наибольшей степени говорит чувство стиля. Выделение стилистических сходных произведений представляет сложную задачу и соответствует довольно высокой ступени музыкального развития.
Музыкальное мышление проявляется не только в обобщении, но и в осознании структуры музыкального произведения, закономерной связи элементов, различении отдельных деталей. Способность к анализу структуры произведения обозначают также как «чувство формы». Считая его важным компонентом музыкального мышления, Л. Г. Дмитриева определяет его как «комплексное развитие ряда музыкально-слуховых представлений: элементарных музыкальных структур, средств выразительности, принципов композиции, композиционного соподчинения частей произведения единому целому и их выразительной сущности».В основе анализа формы лежит сознательное, постепенное сравнение каждого момента звучания с предыдущим. Для слушателя, лишенного чувства формы, музыка не оканчивается, а прекращается.
Для развития навыков мышления в процессе восприятия (слушанья) музыки рекомендуется:
· выявить в произведении главное интонационное зерно;
· определить на слух стилевое направление музыкального произведения;
· найти фрагмент музыки определенного композитора в ряду других
· выявить особенности исполнительского стиля при интерпретации разными музыкантами одного итого же произведения;
· определить на слух гармонические последовательности;
· подобрать к музыкальному сочинению произведения литературы и живописи в соответствии с его образным строем.
Для развития навыков мышления в процессе исполнительства следует:
· сравнить исполнительские планы музыкальных произведений в их различных редакциях
· найти в музыкальном произведении ведущие интонации и опорные пункты, по которым развивается музыкальная мысль;
· составить несколько исполнительских планов одного и того же музыкального произведения;
· исполнить произведения с различной воображаемой оркестровкой;
· исполнить одно и то же произведение в различном воображаемом цветовом освещении (в синем, красном, фиолетовом).
Для развития навыков мышления в процессе сочинения музыки:
· мелодически развить гармонические последовательности на основе генерал-баса;
. подобрать по слуху знакомые песни;
· импровизировать пьесы тонального и атонального характера на заданное эмоциональное состояние или художественный образ.
Литература
1. Дубровина И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика : учебник / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др. ; под ред. Г. М. Цыпина. – М. : Академия, 2011. – 384 с.
3. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учеб. пособие для вузов / В. И. Петрушин. – М. : Академический проект, 2009. – 400 с.

Добавить комментарий