РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МОРДОВСКОГО КОМПОЗИТОРА Н. В. КОШЕЛЕВОЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

УДК 78(091)

ББК 85.9(Г 928)

ОЗЕРОВА ИРИНА СЕРГЕЕВНА

студентка

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

 

 ГРЯЗНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

кандидат философских наук, доцент кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 

Аннотация: В статье актуализируется проблема реализации детского музыкального творчества мордовского композитора Н. В. Кошелевой в музыкально-педагогической деятельности учителя музыки

Ключевые слова: образовательный потенциал, детское песенное творчество, композитор, учитель музыки, культурно-образовательная среда.

 

OZEROVA IRINA SERGEEVNA

student

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

GRYAZNOVA TATIANA MICHAILOVNA

Candidate of Philosophy sciences, associate professor music education and methods of teaching music Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

 

IMPLEMENTATION OF THE CULTURAL AND EDUCATIONAL POTENTIAL OF CHILDREN’S CREATIVITY OF THE MORDOVIAN COMPOSER BY N.V. KOSHELEVA IN THE MUSICAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF MUSIC-

 Аbstract: In the article the problem of realization of children’s musical creativity of the Mordovian composer  by N.V. Kosheleva in musical and pedagogical activity of the teacher of music is actualized.

Кey words: educational potential, children’s song creativity, composer, music teacher, cultural and educational environment.

 

Профессиональное музыкальное искусство Мордовии разнообразно и  многогранно: являясь частью жизни народа, в нем по-своему воплощены черты его характера, особенности быта, страницы истории, запечатлелась особая возвышенная сторона жизни общества; в ней накоплено огромное количество произведений, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность. Это величайшее национальное наследие мордовского народа. Взаимодействуя с народной музыкой и композиторским творчеством, музыкальное искусство Мордовии является неотъемлемой частью музыкальной культуры страны, которую она представляет.

С 2002 года Союз композиторов Республики Мордовия возглавляет народная артистка РМ, заслуженный деятель искусств РМ, лауреат Государственной премии РМ, лауреат премии Главы РМ, лауреат премии им. Д. Д. Шостаковича, член Союза композиторов России Нина Васильевна Кошелева.

В 1994 г. Н. Кошелева опубликовала сборник песен «Услышь мою песню», в 1999г. – сборник детских пьес для фортепиано «Лесная сказка», в 2006 г. «Сембодонга мазыняй». Сборник содержит песни для детей на мокшанском, эрзянском и русском языках, в 2007 г. – «Кому поют колокола: хоровые сочинения» (музыкальный редактор и составитель С. Молина).

В песнях Н. Кошелевой органично соединяются лучшие традиции массовой песни и поздних образцов мордовской музыки. Ее сочинения звучат в России и за рубежом (Финляндии, Венгрии, Латвии, Эстонии). Она пишет много песен для детей. Среди них, такие как: «Кафта ежуфт» («Два хитреца» – стихи В. Мишаниной), «Кизонда» («Летом» – стихи А. Ежова), «Лавсень Моро» («Колыбельная» – стихи Доронина), «Мороня» («Песенка» – стихи П. Черняева).

Круг музыкальных образов прочно связан с традиционной песенной культурой мордвы. В обширном списке сочинений композитора- произведения разных жанров, но особое предпочтение она отдает музыке со словом. Композитор обращается к мокшанской и русскоязычной поэзии Мордовии; в содружестве с поэтами И. Девиным, А. Дорониным, А. Ежовым, С. Кинякиным, М. Моисеевым, В. Нестеровым, Ю. Сухоруковым,                           М. Уездиным, П. Черняевым и многими другими, автором создано много песен, получивших народное признание. Н. Кошелева – один из самых любимых и популярных в Мордовии композиторов. В песнях Кошелевой органично соединяются лучшие традиции советской массовой песни и поздних образцов мордовского музыкального фольклора.

Актуальность и значимость изучения мордовской музыки в школе в настоящее время обусловлены рядом причин. Мордовская музыка (народная и профессиональная) – это духовный и материальный мир человека, отражающий его представления об окружающем мире, обществе, природе, человеческом общении. Мордовская народная песня – фольклор, выступает в качестве своеобразной школы общения, школы передачи от поколения к поколению нравственности, идеалов красоты и добра, таких качеств, как любовь к близким, верность, доброта, смелость, честность, уважение к труду, национальная гордость, уважение к мордовскому языку и культуре; отвечает потребностям и интересам ребят, тесно связана с их бытом и жизнью, обладает особой привлекательностью из-за своей занимательности и игровой основы, позволяет проявить инициативу, воображение, самостоятельность и индивидуальность.

Богатейшая песенная культура мордовского народа является важнейшим средством формирования голосового аппарата детей, речевой и певческой культуры, исполнительских и творческих навыков, развития музыкального слуха и музыкальной культуры. Мордовская музыка является одним из источников дидактического материала для музыкального образования детей благодаря жанровому богатству, мелодическому разнообразию, ритмической доступности. Осваивая мордовскую музыку, впитывая ее энергетику, учащиеся приобретают эмоциональный опыт отношения к жизни, развивают способность более глубоко чувствовать и размышлять.

Мордовская народная музыка и детское творчество композитора Н. В. Кошелевой – являются прекрасным дидактическим материалом для приобщения обучающихся к музыкально-этнической культуре мордвы, привитие интереса к различным видам музыкальной деятельности, формирования музыкального мышления, интонационного слуха, культуры личности я в целом. По мнению профессора Н. И. Бояркина, исследователя и педагога в области фольклористики: «…. общение с мордовской песней открывает возможности для духовного становления личности и её самовыражения. Коллективные виды музыкальной деятельности, в частности музыкальная деятельность ребят в фольклорном ансамбле, способствует рождению и развитию чувства сопричастности учащихся к творческой                      деятельности» [1, с. 14]. В наше время понимание значимости мордовского фольклора, как самобытного музыкального феномена и его возможностей в развитии личности весьма актуально.

В музыкально- творческой деятельности учащихся  ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости с мышлением, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение. Музыкальное творчество школьников связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер.

Обращение к детскому творчеству современного композитора Мордовии Н. В. Кошелевой своевременно, поскольку ее творчество самобытно, мелодии произведений узнаваемы, что свидетельствует о композиторском стиле автора. Приведем высказывание Н. В. Кошелевой о народной мордовской песне: «….народные мелодии несут собой веками записанный смысл. Одни интонации несут печаль, другие радость и для меня естественно говорить этими интонациями. Я могу цитировать народные песни, а могу писать так, что меня спрашивают: – «где ты слышала эту народную песню?». Художник пишет картину и находит только присущие ему краски, спросите у него, а почему именно такие, вряд ли он ответит, он так чувствует; этот мир со звукми – тоже самое. Я создаю оркестровые картины, и слышу, и представляю звуки деревенского праздника, шум, веселье, музыку, а получается национально»[2, с. 96].

Детское песенное творчество Н. В. Кошелевой отвечает высоким педагогическим целям – способствует приобщению школьников к  мордовской культуре, языку, традициям, что в свою очередь, способствует формированию умения сопереживать, чувствовать, понимать, любить и ценить мордовскую народную песню, любить и понимать произведения различных жанров, испытывая потребность в систематическом общении, то есть проявлять к ним интерес.

Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в мордовском музыкальном искусстве. Практика музыкального воспитания показывает, что глубокое проникновение в идеи произведений мордовского искусства достигается только в том случае, если ученик сможет увидеть в нем нечто значимое для себя, то, что отвечает его внутренним потребностям и надеждам, когда удается достичь соотнесения содержания произведения с духовным мироощущением слушателя.

Этой возможностью обладает народная мордовская песня и творчество композитора Н. В. Кошелевой. На вопрос школьника, адресованный              Н. В. Кошелевой: «Какие качества души призвана воспитать в человеке Ваша музыка?», прозвучал ответ композитора: «Самой большой наградой для меня будет, если человек, уходя с моего концерта, скажет: «Мне снова захотелось жить, приносить пользу людям. Если моя музыка сможет сделать души людей добрее, чище, воспитать любовь к своему родному краю, я буду счастлива, ведь в этом и заключается смысл моей жизни» [2, с. 107]. С таким ответом трудно не согласиться, ведь любить музыку — значит проявлять интерес к ней, испытывать потребность в общении с ней, переживать радость, волнение, печаль, слушая ее. Понимать музыку — значит воспринимать ее сознательно, анализировать и рассуждать о ее содержании. Действительно, существует тесная связь между этими понятиями; «понимать» и «любить», воспринимать сознательно и эмоционально, чтобы сердцем переживать и чувствовать музыку.

Мир переживаний младших школьников ограничен в своих проявлениях: его радуют и огорчают доступные для его опыта явления жизни: определенные средства музыкальной выразительности, круг образов, доступных восприятию детей. Сочетая яркую мелодию и выразительные интонации, характерный ритм и гармонию, композитор образным языком музыки выражает свое отношение к окружающему миру. Детская музыка               Н. В. Кошелевой обладает большим дидактическим и воспитательным потенциалом: школьники знакомятся со средствами музыкальной выразительности, звуковысотными соотношениями, характерными мелодическими интонациями мордовской мелодики, с разнообразием ритмических рисунков, темповыми изменениями, динамическими оттенками.

Особо стоит отметить, что детское песенное творчество Н. Кошелевой помогают школьникам эмоционально выражать свое отношение и понимание к окружающей жизни в различных видах музыкальной деятельности, ее песни дети с удовольствием поют.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что для оптимизации музыкально-педагогического процесса по формированию музыкального  интереса младших школьников к мордовской музыке следует включать в репертуар музыкальных уроков, во внеклассную деятельность произведения мордовского композитора Н. В. Кошелевой.

 

Список использованных источников

 

  1. Бояркин, Н. И. Становление мордовской профессиональной музыки / Н. И. Бояркин. – Саранск: Мордов. кн. издательство, 1986. – 160 с.
  2. Кошелева, Н. В. Рождается мелодия во мне / Н. В. Кошелева. – Саранск: Издательский дом «Книга», 2007. – 136 с.
  3. Кириченко, П. Г. Композитор Н. Кошелева // Сов. Мордовия. – 1985. – 20 окт.

Добавить комментарий