АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ

Лисова Т. Н.

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева,

Саранск, Россия

 AUDIO-VISUAL TECHNOLOGIES IN MODERN MUSICAL EDUCATION OF ADOLESCENT STUDENTS

Lisova T. N.

Mordovia state pedagogical Institute named after M. E. Evseveva,

Saransk, Russia

Современные нормативные документы (ФГОС ООО, Квалификационные характеристика работников общего образования, Профессиональный стандарт педагога) ориентируют процесс музыкального образования в общеобразовательных учреждениях на внедрение современной информационно-образовательной среды и реализацию аудиовизуальных технологий (ЦОР (ЭОР), электронных учебных пособий, мультимедиа средств,  коммуникационных каналов и др.), в музыкальном обучении и воспитании подрастающего поколения [4].

В научной литературе (Ю. Н. Усов, А. В. Федоров и др.) в настоящее время актуализирован образовательный и художественно-эстетический потенциал современных аудиовизуальных технологий обучения и воспитания учащихся, в частности в музыкально-образовательном процессе. Аудиовизуальные технологии, по мнению практиков в области музыкального образования (А. И. Горемычкин, Т. Н. Михайлова, А. А. Карабанова, Э. Х. Игнатьева и др.), интенсифицируют процесс обучения, облегчают восприятие сложных музыкальных форм, обладают возможностями формирования аудиовизуального восприятия и др.

В настоящее время эффективными и своевременными технологиями обучения являются аудиовизуальные технологии, так как по уровню эффективного воздействия на растущую личность, экранные взаимодействия становятся доминирующими. Как отмечают современные исследователи (А. Н. Сергеев, А. В. Сергеева и др.) «уже выросло поколение, для которого компьютер включен в бытовую среду, формирующую наряду с телевидением сознание ребенка с самого рождения», поэтому изучение аудиовизуального языка становится не менее актуальным, чем рассмотрение вербальной формы общения [3].

Обратимся к характеристике понятия «аудиовизуальная технология» в научной и научно-методической литературе. Для этого первоначально охарактеризуем категорию «технология».

В толковом словаре понятие «технология» включает в содержание два смысловых аспекта: «техно» – в переводе с греческого искусство, мастерство, умение и «логос» – наука, то есть «технология» – это совокупность знаний о приемах, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [2].

Также аудиовизуальные технологии, с точки зрения процесса образования личности, современными учеными А. Н. Сергеевым, А. В. Сергеевой, П. Н. Медведевым, Д. В. Малий и др. характеризуются в качестве средств обучения, то есть особой группы технических средств, направленных на эффективную помощь личности в усвоении образовательной информации (знаний и др.), также приобретении практических умений, навыков и развитии способностей и личностных качеств.

В свободном доступе системы находятся электронные библиотеки (Лань, Библиоглобус, Е-лайброри и др.), энциклопедии («Кругосвет»), нотные архивы, каталоги, обучающие программы (информационные источники сложной структуры «Соната. В зеркале музыкального искусства»), электронные пособия.

В исследованиях С. Я. Батышева и др. категория «мультимедиа» рассматривается как интерактивное представление информации с помощью компьютера в виде комбинации текста, звука, графики, мультипликации и видео [2].

Мультимедийные образовательные ресурсы как часть аудиовизуальной среды используются в музыкально-компьютерной практике, в процессе смешанного обучения, наряду с другими методами педагогики музыкального образования. В методике преподавания предмета «Музыка» данные аудиовизуальные средства должны сочетаться с наиболее актуальными методами, разработанными известными педагогами-музыкантами (Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин, В. В. Алеев, Е. Д. Критская, Л. В. Школяр и др.). Этот принцип преподавания является одним из важнейших в методике музыкального обучения и воспитания, иначе аудиовизуальные технологии в официальном педагогическом процессе могут заменить традиционное «живое» музыкальное искусство [1].

К аудиовизуальным технологиям обучения относятся музыкально-компьютерные креативные программы «Finale» и«Sibellius». Данные программы по функциональным признакам отражают полиинструментальный формат и позволяют не только редактировать и набирать нотный текст, но и разрабатывать систему творческих упражнений, сочинять собственные музыкальные произведения в полиинструментальном формате.

В качестве функциональных возможностей аудиовизуальных технологий обучения необходимо выделить следующие:

– способствуют динамичности занятий;

– увеличению их информационной насыщенности по содержанию, обеспечению интегрированности формы организации, возможности диагностики знаний учащихся на каждом уроке, занятии. Кроме того, процесс музыкального обучения становится более увлекательным, зрелищным, творческим и комфортным в отношениях учителя и ученика.

Список использованных источников

  1. Абдуллин, Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования : монография / Э. Б. Абдуллин. – М. : Прометей, 2006. – 190 с.
  2. Энциклопедия профессионального образования : В 3-х т. / под ред. С. Я. Батышева. – М., АПО, 1999. – 440 с., ил. Т.2 – М – П – 1999.
  3. Сергеев, А. Н. Информационно-коммуникационные технологии в образовании и профессиональной деятельности: Курс лекций : учеб. пособие / А. Н. Сергеев, А. В. Сергеева, П. Н. Медведев, Д. В. Малий. – Тула : ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014. – 123 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования // Федеральный государственный образовательный стандарт. – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588(дата обращения: 05.11.2013)

Добавить комментарий