Кокорева К. В.
Мордовский государственный педагогический институт
имени М. Е. Евсевьева,
Саранск, Россия
Characteristics of the category «creative imagination» in the context of the age development of older preschool children in the scientific literature
Kokoreva K. V.
The Mordovian state teacher training college of the name of M. E. Evseveva,
Saransk, Russia
Важной задачей современного музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях (на основе ФГОС) является ориентация на развитие творческих способностей личности, в частности воображения и фантазии.
Именно в дошкольном возрасте происходит органичное погружение в мир красоты окружающей действительности, приобщение ребенка к прекрасному, в том числе средствами музыкального искусства. При этом воспитание детей дошкольного возраста как творческой личности зависит от степени развития у него воображения, которое обеспечивает успешность процесса учебно-познавательной деятельности в будущем.
Исследованием процесса воображения занимается ряд ученых – В. М. Вундт, Л. С. Выготский, Р. Г. Кадыров, А. Г. Маклаков, С. С. Петренко, С. Л. Рубинштейн и др., в том числе проблемой развития музыкального воображения – Л. С. Готсдинер, В. И. Петрушин, Г. С. Тарасов, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин и др.
Как показывает анализ литературы, работ, в которых рассматривается проблема воображения достаточно, однако не в полной мере представлен обобщающий теоретико-методический материал, который помогает педагогу практику эффективно решать задачи развития творческого воображения старших дошкольников в процессе восприятия музыки. В то же время эта тема является одной из актуальных в педагогике дошкольного музыкального воспитания.
В психологии (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин М. Ю. Олешков, В. М. Уваров и др. и др.) воображение рассматривается как «психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений» [3, c. 82], в котором своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, позволяющий программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия его осуществления.
В научных исследованиях (А. В. Запорожец и др.) акцентируется внимание на том, что процесс воображения – это один из компонентов творчества, без него творческая деятельность невозможна. Поэтому в выпускной квалификационной работе мы обращаемся к категории «творческое воображение». Известный психолог, занимающийся разработкой проблемы творческой деятельности, процесса творчества, в частности, в сфере искусства, Л. С. Выготский отмечает: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» [4, с. 7].
В свою очередь современный психолог А. В. Петровский считает, что «творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [1, с. 46]. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы (музыкальные, литературные произведения).
Общепризнанно, что процесс воображения имеет возрастные особенности. Так французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях (исходя из возраста человека, возрастного развития):
– детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
– юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
– зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.
В связи с раскрытием темы выпускной квалификационной работы обратимся к характеристике старшего дошкольного возраста и особенностям процесса воображения и фантазии в этой возрастной категории.
Психолог и педагог Н. Р. Ветрук указывает на возрастные характеристики процесса воображения у ребенка дошкольного возраста. Так, ученый отмечает, что воображение у детей начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. С четырех до пяти лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6 лет (старший дошкольный возраст) воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
Говоря об особенностях развития творческого воображения старших дошкольников, можно отметить, что этот процесс близок к образному мышлению, однако результат творческого воображения в гораздо большей степени непредсказуем [2].
Развитие творческого воображение в старшем дошкольном возрасте необходимо сочетать с развитием образного мышления, так как большинство детей данной возрастной группы относится к художественному типу, а не к мыслительному. Воображение эффективнее всего развивается в деятельности, поэтому важно включить воспитанников в предметно-практическую деятельность, сообразную возрасту. Это должна быть прежде всего развивающая игра.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира.
Список использованных источников
- Боровик, О. В. Развитие воображения / О. В. Боровик. – М. : Рон, 2002. – 112 с.
- Ветрук, Н. Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду / Н. Р. Ветрук // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 32. – С. 24–32.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 96 с.
- Иванова, А. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., 08 мая 2015 г. / под ред. Н. А. Шинкарева ; ЦНС «Интерактив плюс». – Чебоксары, 2015. – С. 136–138.