ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

УДК 372.878 (045)

ББК 74.268.53

Давыденкова Алла Олеговна

студентка 3 курса (группа ПДМ-116) факультета педагогического и художественного образования

Чинякова Надежда Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

музыкального образования и методики преподавания музыки

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 Аннотация: В статье актуализируется проблема патриотического воспитания школьников на уроках музыки, приводятся примеры активизации данного развития обучающихся посредством их аналитической деятельности при освоении музыки, через налаживание связи содержания произведений с жизнью, историей и культурой.

Ключевые слова: патриотическое воспитание школьников, музыкальное образование, аналитическая деятельность на уроках музыки.

Davydenkova Alla Olegovna

3rd year student (group PDM-116) of the faculty of pedagogical and art education

Chinyakova Nadezhda Ivanovna

candidate of pedagogical sciences, associate professor

music education and methods of teaching music

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

PATRIOTIC EDUCATION OF PUPILS BY MEANS OF ANALYTICAL ACTIVITY AT MUSIC LESSONS

 Аbstract: The article actualizes the problem of Patriotic education of schoolchildren at music lessons, provides examples of activation of this development of students through their analytical activities in the development of music, through the establishment of the connection of the content of works with life, history and culture.

Кey words: patriotic education of schoolchildren, music education, analytical activity at music lessons.

 

Актуальным направлением деятельности современной школы является патриотическое воспитание учащихся, на активизацию которого на федеральном уровне ориентирует Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [1]. Решение данной поставленной задачи имеет ряд трудностей. К ним относится то, что патриотизм является качеством личности и его формирование связано с необходимостью психологической реакции обучающихся на передаваемую информацию и выполняемые учебные действия, так как эмоциональное переживание позволяет эффективно воспитывать необходимые взгляды, установки, убеждения. Также к этому надо добавить, многогранность сущности патриотизма, заключающаяся в разного уровня (страна, родной край, отчий дом и т. д.) и разной направленности (государство, люди, природа, история, культура и т. д.) любви к Родине, в изучении и сохранении ее достижений, в индивидуальном и совместном с народом стремлении к процветанию и защите интересов страны, что подразумевает комплексное формирование у учащихся представленных составляющих понятия и, значит, организации в обучении целенаправленной упорядоченности на межпредметной основе и целостности данного процесса. Указанное, в совокупности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых, а также конкретики образовательных условий, требует продолжительного времени для достижения целей патриотического воспитания и это делает необходимым его реализацию на протяжении всего срока пребывания учащихся в школе и привлечения актуальных для формирования патриотизма средств из внешкольной сферы.

Изложенное актуализирует обращение повышенного внимания к формированию патриотических чувств школьников в процессе музыкально-образовательного процесса, поскольку в ходе его развертывания возможно создание максимально благоприятных условий для этого. Данное утверждение связано с тем, что музыка как вид искусства представляет собой воплощенные в звуках чувства, поэтому общение с ней и ее освоение подразумевает у субъектов обучения повышенный уровень эмоциональности: душевный отклик, активную работу воображения, фантазии, памяти и т. д. Однако указанные характеристики действий учеников не возникают автоматически, они зависят от арсенала педагогических средств применяемого учителем и эмоциональности, артистичности реализации его профессиональных проявлений. Но чтобы у учащихся был активным чувственный отклик на музыку, требуется ее личностная актуализация у детей, то есть образы произведений и их драматургия должны стать значимыми для каждого ученика. Также необходимо чтобы воспитательно-патриотическая ориентация не ограничивалась только произведениями с очевидной соответствующей тематикой, а охватывала максимальное число осваиваемых музыкальных опусов. Изложенное в практике учителя музыке может иметь следующее воплощение.

Для того чтобы воспринимаемое музыкальное сочинение эмоционально переживалось учащимся, оно должно быть ему понятным и вызывало личностно значимые переживания. Это требует доступности для него образно-драматургической концепции и музыкального языка произведения. Доступность обеспечивает понимание ребенком сюжета сочинения, сущности его образов, которые должны соответствовать возрасту воспитуемых. Традиционно развитое в детстве воображение должно при общении с музыкой иметь определенные рамки возникающих представлений, что обеспечивает конкретизация содержания произведения. На это направлено, в частности, рисование учащимися героев или сцен музыкального сочинения. Аналогично может происходить и обсуждение содержания осваиваемого произведения, уточняющее его общие и частные позиции. В таком случае передаваемые в музыке чувства приобретают своих «носителей», которые имеют имена, а их действия получают причины, целенаправленность и определенность в пространстве и времени. Следовательно и вызываемые у детей ответные реакции получают связь с данной конкретикой. Так, при изучении песни А. В. Александрова на слова В. И. Лебедева-Кумача «Священная война» является традиционным изложение чему посвящено данное произведение, в какое время оно было создано, обсуждение с детьми тягот военного времени, с обязательным его уточнением – Великой Отечественной войной и, как правило, приведение учащимися примеров семейных историй, связанных с ней. Это воспитывает у обучающихся патриотические чувства, заставляет любить Родину, ее народ, бороться за ее свободу, стремиться защищать ее.

Однако, дело обстоит иначе в отношении произведений, имеющих не столь очевидную патриотическую направленность, и обычно осваиваемых в рамках уроков, четвертей или полугодий, носящих аналогичные («не патриотические») по смыслу наименования темы. Образы в них приобретают абстрактные очертания: некие люди, цветы, животные, поля, леса и т. д. И тогда они для ученика не становятся лично воспринятыми, родными, знакомыми. Для преодоления этого можно проводить параллели с тем, что известно детям, с чем они сталкивались в жизни. Например, при освоении русской народной песни «Во поле береза стояла» можно предложить учащимся вспомнить и представить конкретное дерево, на которое было обращено их внимание во время экскурсии класса за город, а также сравнить ту березку с другими, растущими в парке, лесу, школьном сквере или на лугу. Описание знакомой березы сделает ее образ ближе, «своей» для детей, а сравнение усилит это и поможет четче представить условия сюжета, понять его смысл.

Переходя от простых к сложным вопросам, ученики начинают понимать в чем разница поля и луга, как это – «кудрявое» дерево, какое время года описывается в песне, почему поется «береза», «березка», «березонька» и т. д. В таком случае дети начинают, «всматриваться», «вдумываться» в слова и музыку песни, начинают видеть «знакомые» березки в том их множестве, которое сделало это красивое дерево символом России. Они постепенно влюбляются в то родное, о чем поется в песне и переносят свою любовь на отражение песенного содержания в жизни, на российские просторы, раздолье, отчизну. Более того, представленный подход к реализации патриотического воспитания на уроках музыки приучает учеников с тех же позиций воспринимать сочинения, с которыми они общаются самостоятельно. Это помогает находить смысл в музыкальных опусах, налаживать их связи с повседневной жизнью, историей и культурой страны, что заставляет ярче переживать заложенные в произведениях искусства эмоции, то есть «одушевлять» музыку и осваивать ее идеи, в том числе и патриотические.

 

Список использованных источников

 

  1. Государственнаяпрограмма «ПатриотическоевоспитаниегражданРоссийскойФедерациина2016-2020годы» : утв. постановлениемПравительстваРФот30 дек. 2015 г.№1493 [Электронный ресурс]. – 62с. – Режим доступа : http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws

Добавить комментарий