РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Романова Е. О.

студентка группы ПДМ-114 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

Научный руководитель: к. п. н., доцент кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки М. П. Миронова

Аннотация: Настоящая статья посвящена проблеме развития художественного восприятия литературных произведений средствами музыки у старших дошкольников.

Ключевые слова: восприятие; художественное восприятие; развитие; музыка; старшие дошкольники.

 

В отечественной психологической науке утвердилось мнение о восприятии литературных произведений как психической деятельности, направленной на возрождение художественных образов, которые представлены в авторских вербальных описаниях (А. В. Запорожец, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин). По мнению ученых, восприятие художественных произведений основано на единстве познавательных и эмоционально-волевых процессов, ведущая роль которых принадлежит деятельности воссоздающего воображения, когда ребенок, чтобы понять литературное произведение, воображает и пытается увидеть то, что нарисовано автором. От яркости и точности воссозданных образов зависит серьезность понимания литературного текста. Другим же, важным аспектом восприятия литературы является осознание ребенком языковых особенностей художественного текста, умение услышать интонацию слова, представить образ, чтобы понять его смысл. вида искусства. Слово и звуковая палитра – две стихии, которые на протяжении многих веков непрерывно взаимодействовали.

Художественная литература, являясь одним из самых важнейших средств всестороннего гармонического развития личности, несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал. Благодаря литературе ребенок может почувствовать то, что, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительности.

Восприятие и понимание искусства, в частности художественной литературы, начинается с элементарной потребности в общении. Н.А. Рубакин указывает, что «книги живут лишь в процессе восприятия их  человеком, то есть в ситуации общения автора и читателя, опосредованного текстом книги» [6].

Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства. Развитие художественного восприятия, связано с пробуждением в ребенке интереса к общению с литературными произведениями [2].

«Ритм, рифма, интонация способствуют пониманию детьми раннего и дошкольного возраста содержания художественного текста. Основное средство выражения эмоциональной стороны человеческой речи является интонация» (Н. С. Карпинская).

Развитие художественного восприятия у старших дошкольников происходит за счет осмысления прослушанных рассказов, сказок, стихотворений, обогащения чувств, при этом важно развивать у детей эмоциональную отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и событиям произведений, на это указывали Н. С. Карпинская и Л. М. Гурович.

Изучением особенностей восприятия литературы детьми дошкольного возраста занимались такие педагоги как: Л. М. Гурович, В. А. Левин, Л. Д. Столяренко, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова, Н. С. Карпинская и др.

В своих работах авторы обозначили необходимые знания и умения, которые формируются и развиваются у детей в процессе ознакомления с художественными произведениями. К ним относятся: знания и умения познавательного характера; специальные языковые знания и умения, умения, связанные с эмоционально-образной стороной восприятия. Данные знания и умения открывают для дошкольника мир литературы, закладывают практическую и эмоционально-чувственную основу литературного образования [1].

В отечественной науке также установлено, что на развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка оказывает влияние взаимодействия художественного слова с другими видами искусства, такими как: театр, рисование, музыка. Самая тесная связь возникает между речью, словом и музыкой.

Музыка, точно так же как и литература, стремится показать детям реальный мир в ярких, выразительных образах. Музыка – это искусство интонации. По высказыванию Д. Б. Кабалевского, «музыка выступает как могучее средство не только познания, но и превращения любого логического факта в факт эмоционально одухотворенный, поэтому волнующий и гораздо глубже входящий в сознание ребенка» [3].

Восприятие музыки – представляет для дошкольников некую трудность, так как  восприятие произведений  музыкального искусства, с одной стороны связано со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, а с другой, – с возрастными особенностями детей дошкольного возраста [7].

Музыкальная культура помогает подобрать богатейший материал для взаимодействия с литературой. Многие литературные произведения имеют свои музыкальные произведения. Например, сказке  А. С.  Пушкина «Руслан и Людмила» соответствует опера М. И.  Глинки «Руслан и Людмила», русской народной сказке «Снегурочка»  соответствует опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», сказке Ш. Перро «Спящая красавица» соответствует музыка  балета  П. И.  Чайковского «Спящая красавица».

Развитие восприятия произведений художественной литературы у детей средствами музыки предполагает использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений [7].

Организация восприятия старшего дошкольного возраста литературных в сочетании с музыкой соблюдения ряда . По мнению О. Ю. Зайцевой, такими являются следующие условия [2].

  1. Творческая деятельность и музыкального руководителя должна происходить .
  2. Чтение педагогом произведений должно выразительным, с определенных правил .
  3. Развивающая среда должна помогать погружаться в произведение, содействовать его , осмыслению.
  4. Необходимо осуществлять интеграцию разных искусства в развитии ребенка.

На наш взгляд, эти условия помогут правильно выстроить процесс развития художественного восприятия литературных произведений в ДОУ.

Таким образом, рассматривая теоретические основы развития художественного восприятия литературных произведений средствами музыки у старших дошкольников, мы пришли к следующим выводам.

Знакомство детей с художественной литературой посредством музыки является неотъемлемой частью в жизни ребенка-дошкольника, так как  использование музыкальных произведений является средством обогащения образовательного процесса, усилением эмоционального восприятия художественных произведений.

Музыка,  так же, как и литература, желает показать детям дошкольного возраста реальный мир в ярких и выразительных образах. Благодаря музыке ребенок проникает в музыкальный образ литературного героя, что усиливает процесс представления в воображении. Тем самым помогает понять его переживания, мысли, эмоции, что чувствует герой в данный момент. Также музыка может помочь увидеть и прочувствовать переживания у литературных героев.

Союз двух видов искусств  музыки и литературы – могучее орудие для эстетического и нравственного воспитания, для развития образного мышления фантазии ребенка.

Библиографический список:

  1. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду М.: Мозаика – Синтез 2011.
  2. Зайцева, О. Ю. Условия развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста / О. Ю. Зайцева, В. В. Карих, Н. А. Шинкарёва // Педагогика искусства. – 2016. – № 3. – С. 105–109.
  3. Кабалевский Д.Б. Учебное издание. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 225 с.
  4. Левин В.А. Начальное литературное образование // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева. М.: Дрофа, 2000. С. 80-124.
  5. Осеннева, М. С. Теория и методика музыкального воспитания : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / М. С. Осеннева. – М. : Академия, 2013. – 265 с.
  6. Рубакин, Н. А. Среди книг. Опыт обзора русских книжных богатств в связи с историей научно-философских и литературно-общественных идей : справочное пособие для самообразования и для систематизации и комплектования общеобразовательных библиотек, а также книжных магазинов / Н. А. Рубакин. — 2-е изд., доп. и перераб. — М. : Наука, 1911 — 1915.
  7. Цыпляева О. В. Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 60-63.

Добавить комментарий