Специфика любительского хорового коллектива

Кажаева Анна Михайловна

студентка 3 курса профиля Музыка

факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

 

Милицина Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

музыкального образования и методики преподавания музыки

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 

 Изначально хоровое исполнительство было любительским и лишь благодаря особым историческим условиям обрело формы профессионального искусства. Отсюда произошли два основных вида хоровой деятельности — профессиональный и любительский, а также и собственные названия — профессиональные и любительские (народные, самодеятельные) хоры. Под первым видом понимают хоровую деятельность, осуществляемую профессионально — на постоянной основе (ежедневно), с привлечением специально обученных певцов (работа которых оплачивается в зависимости от профессионального уровня). В деятельности профессиональных хоровых коллективов на особом месте стоят задачи музыкального просвещения и исполнительства. Профессиональный хоровой коллектив придерживается графика в разучивании и исполнении различных произведений в определенных концертных залах с конкретными исполнителями, оркестрами А. Чернушенко); Московский государственный хор (рук. А. Д. Кожевников); Государственная академическая симфоническая капелла России (рук. В. К. Полянский) и др.

Любительские хоры состоят из певцов-непрофессионалов. Вся история хоровой культуры основана на деятельности таких любительских (самодеятельных) хоров. Активность самодеятельного творчества была настолько велика, что способствовала образованию певческих хоровых объединений, обществ, таких, как Русское хоровое общество, Всероссийское хоровое общество и прочие.

Занятия в любительских хорах не столь регламентированы, как в профессиональных, и проводятся два-три раза в неделю. Обычно качественный уровень этих хоров несколько ниже, чем профессиональных. Однако выдающиеся любительские коллективы достигают высокого мастерства.

К таковым следует отнести хор Дома культуры им. П.И.Горбунова (г. Москва), Хор молодежи и студентов (г. Москва, рук. Б.Г.Тевлин), Камерный хор Московской консерватории, преобразованный в Государственный камерный хор и позже в Симфоническую капеллу (рук. В. К. Полянский), Камерный хор Московского государственного университета (рук. В.Я. Новоблаговещенский), Камерный хор «Гаудеамус» Московского высшего технического университета им. Н. Э. Баумана (рук. В.Л.Живов) и др.

Самодеятельное творчество занимает особое место в процессе формирования личности, выступая составной частью эстетического воспитания. В научной литературе и педагогической практике поиски путей более эффективного управления хоровой самодеятельностью тесно связаны с изучением эстетической природы этого художественного явления.

В соответствии с целью нашего исследования возникает задача выявления специфики самодеятельного хорового коллектива.

Исследователи (Ю. П. Кустов, В. Ф. Чабанный и др.) выделяют следующие отличительные особенности самодеятельного хора.

Во-первых, самодеятельные хоры создаются на основе добровольности участия в них певцов-любителей, то есть людей, профессионально занятых в различных сферах производства, но систематически отдающих часть своего времени хоровому искусству.

Во-вторых, пение для них не является специальностью, они не получают материального вознаграждения и занимаются хоровым искусством 2-3 раза в неделю. Это влечет худшую по сравнению с профессиональным хором посещаемость и нестабильность коллектива, что значительно затрудняет работу. Между тем, хоровое искусство —  искусство коллективное. Для достижения успехов необходимо постоянное усилие всех участников.

В-третьих, наиболее сложной частью работы руководителя самодеятельного хора является создание дружного и сплоченного творческого коллектива любителей хорового пения. В этом коллективе одна из главных задач — воспитание уважительных отношений между его участниками, потребности к совместному общению, главной целью которого является хоровое пение. Для этого руководителю нужно глубокое и всестороннее изучение личности каждого участника с применением индивидуального подхода, без чего коллектив не будет заметен в художественном плане.

Подлинная увлеченность хоровым пением возникает не сразу. Нужна система психологических контактов, способных сплотить людей в единый коллектив: совместное посещение художественно-творческих мероприятий, вечера отдыха, диспуты по различным проблемам жизни и т.д. Во всей этой работе значение руководителя хора трудно переоценить.

В. Ф. Чабанный для выяснения художественных особенностей самодеятельного хорового коллектива предлагает сравнивать профессиональный и любительский коллективы с учетом соотношения трех аспектов специальной деятельности: творчества композиторов; исполнительства; специального образования [1].

Для профессионального хора характерно относительное равновесие трех компонентов, его образующих. Более того, профессиональная хоровая деятельность обнаруживает прямую зависимость и взаимообусловленность хорового творчества, исполнительства и образования. Структура этих трех аспектов профессионального хорового искусства выступает своей следующей закономерностью.

Творчество композиторов (создание хоровой музыки) ориентировано в основном на профессиональные хоровые коллективы. Специальное (хоровое) образование, которое дают средние и высшие учебные заведения, обеспечивают подготовку кадров для всех трех видов хоровой работы, которые способствуют дальнейшему развитию этого вида музыкального искусства.

Анализ ведущих проблем самодеятельного музыкального творчества и опыт лучших представителей дирижерского искусства убеждают в том, что соотношение трех компонентов специальной деятельности в самодеятельной хоровой сфере иное, чем в профессиональной. Специфическое целое хоровой самодеятельности выступает своей основной гранью – исполнительством.

Творчество самодеятельных композиторов – самое слабое звено в непрофессиональном музыкальном искусстве. Такие композиторы связаны с музыкой быта, они не способны создать произведения, достойные высокого исполнительского уровня многих любительских коллективов. Для создания эстетических образцов, где большое значение имеют чувство стиля, формы, высокое профессиональное мастерство, нужно искать в профессиональном композиторском творчестве. Именно это обстоятельство является одной из характерных художественных особенностей самодеятельности, что ее и отличает от профессионального хорового искусства.

Дальнейший анализ показывает, что любительская хоровая деятельность отличается от профессиональной еще и образованием. Если в профессиональной хоровой сфере образование в целом обеспечивает успешное развитие хорового дела, то в самодеятельности положение совсем иное – специального хорового образования здесь нет.  Изучение специфики показывает, что в самодеятельности внедряется общее музыкальное образование. Это активно способствует музыкальному воспитанию любителей хорового пения и повышению содержания учебно-воспитательного процесса в хоровом коллективе.

Как видно, три аспекта специальной деятельности, составляющей содержание профессионального хорового искусства, свойственны и  хоровой самодеятельной сфере. В то же время в самодеятельности соотношение творчества композиторов, исполнительства и специального образования имеет иной характер. В любительстве эти виды специальной деятельности не так гармонично развиты и взаимообусловлены, как в профессиональной сфере.

Итак, на основании вышесказанного сделаем выводы:

  1. Самодеятельный хор отличается от профессионального прежде всего тем, что он — коллектив досуговый. Для его участников пение — это увлечение, а не специальность, которому они отдают свое свободное время, не получая за это материального вознаграждения.
  2. Самодеятельный и профессиональный хоры обладают различными исполнительскими и воспитательными возможностями.
  3. Перед ними стоят разные задачи, вызванные различной музыкально-исполнительской подготовкой и вокально-слуховыми данными его участников.

Опыт лучших самодеятельных коллективов нашей страны показывает, что наибольшего успеха добиваются только те, где четко налажен репетиционный и учебно-воспитательный процесс, где создан настоящий коллектив энтузиастов-единомышленников, где широко применяется индивидуальный подход к участникам. Это доказывает, что в самодеятельном хоре значительно возрастают роль и значение воспитательной работы, связанной с развитием и воспитанием слуховых и музыкальных данных его участников.

Список использованных источников:

  1. Чабанный, В. Ф. Методология управления любительским хоровым коллективом // Вестник СПбГУК. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-upravleniya-lyubitelskim-horovym-kollektivom (дата обращения: 09.06.2019).

 

Добавить комментарий