ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Яковлева Злата Вячеславовна                                                                

студентка 4 курса профиля Музыка. Дошкольное образование

факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

 

Милицина Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

музыкального образования и методики преподавания музыки

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 

Россия – страна, имеющая большие духовно-нравственные традиции, которые прошли многовековой путь формирования, и эти нравственные традиции требуют своего возрождения. В рамках складывания практики социализации и воспитания выделяется одна из основных целей – воспитание достойного гражданина общества. В достижении этой цели одно из первых мест принадлежит воспитанию у школьников патриотических чувств.

Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в её активной деятельной самореализации на благо Отечества.

Патриотическое воспитание на уроках музыки несёт в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования. Уроки эстетического цикла, и музыка в частности, имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят: и на уровне сознания, и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующего репертуара воспитывает в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа.

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И. Е. Кравцова: «Патриотизм — это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм — это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости» [2] .

И. Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [3].

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность  патриотического  воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания). Это связано с тем, что, во-первых, наивысшее развитие чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества.

Во-вторых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству;

В-третьих, истинный патриотизм — в его духовности.

Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают специфику патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе. К  их числу относятся:

  • обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
  • обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
  • интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;
  • опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:
  • координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.

Воспитание патриотизма в школе является важной гранью воспитания и развития личности. На уроках музыки оно осуществляется через эмоционально-чувственное восприятие. Адекватность и эффективность восприятия, понимания художественного смысла достигается не только путем непосредственного эмоционального отклика, но и подкрепляется содержательным анализом комплекса выразительных средств.

Аналитическая деятельность формирует у детей критичность мышления, ответственность за свою деятельность. Для ребенка важно, что его мнение интересует педагога, что учитель дает возможность ему высказывать свое суждение. Особенно значимо, если учитель в дальнейшей работе учитывает пожелания учащихся. Это придает им уверенность и убежденность в стремлении педагога считаться с детьми, постоянно самосовершенствоваться. Реализация аналитической деятельности на уроке музыки осуществляется путем применения соответствующих методов. К ним могут относиться такие методы, как метод содержательного анализа инструментального произведения и метод размышления о музыке.

Таким образом, в контексте нашего исследования мы будем придерживаться следующего понятия: «патриотизм — это любовь к Родине, труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, братство и дружбу народов родной страны.

В музыкально-образовательном  процессе патриотические чувства можно воспитывать посредством изучения фольклора (музыка разных народов), духовной музыки (молитва, кант), произведений композиторов-классиков;  знакомства с историей народа, Отечества, его традициями и обычаями и т.д. Формирование основ патриотического воспитания младших школьников посредством аналитической деятельности на уроках музыки осуществляется путем применения различных методов анализа получаемой детьми информации.

 

Список использованных источников

 

  1. Дмитриева, Л. Г Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. ‑ М. :Просвещение, 2000. – 320 с.
  2. Кравцов, И. Е. Отечество и патриотизм / И. Е. Кравцов ‑ Киев Наукова думка,1965. – 211 с.
  3. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. ‑ М .: Гардарики, 1999. – 520 с.
  4. Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе/ Л. В. Школяр, В. А. Школяр. ‑ М. : Академия, 2011. – 232 с.

Добавить комментарий