СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ»

Сметнева Александра Юрьевна

студентка 4 курса профиля Музыка. Дошкольное образование

факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

 

Милицина Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

музыкального образования и методики преподавания музыки

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 

В ФГОС ОО, что изучение предмета «Музыка» должно обеспечить «формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования» [8]. В процессе активной музыкальной деятельности происходит развитие различных музыкальных предпочтений. Так, во время игры на музыкальных инструментах, слушания музыки, обучающиеся учатся понимать музыкальное произведение, у них развиваются определенные универсальные учебные действия, необходимые для эмоционально-осознанного восприятия и выразительного исполнения. Поэтому разнообразнее и активнее осуществляется развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов, потребностей.

У каждого человека свои музыкальные предпочтения.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова предпочтения – это «преимущественное внимание, уважение, одобрение кому-чему-нибудь сравнительно с кем-чем-нибудь» [7].

В каждом обществе функционируют определенные правила, по которым определяют предпочтения человека. «В древнегреческой философии «реальный мир и мир представлений прославлялся или отрицался, т.е. определенным образом оценивался». Философы высказывали свои оценочные суждения по поводу всех проявлений реальной жизни и мира искусства, науки. Так, например, Платон в диалоге «Тимей» подчеркивал эстетическую ценность музыки, ее пользу в общественной жизни, воспитании. В диалоге «Государство», говоря о «мусическом искусстве», актуализировал его значение для развития человека в плане распознания хорошего и плохого в окружающем мире» [2, с. 7].

«В системе Гегеля областью человеческих понятий о мире и вещах ведали философы. Представлениям человеческого ума о жизни соответствовали религия и мышление. А область чувственного созерцания отводилась Гегелем искусству» [6, с. 93].

В психологии предпочтения рассматриваются как «обращение к одной из альтернатив или фактический выбор одной из них» [4].

П. Бурдье описал стили жизни и различия в музыкальных предпочтениях. Результатом исследований ученого становится вывод о том, что распространение социального снобизма по всему миру глобально, при это различия в музыкальных пристрастиях связано с нежеланием соответствовать выбору каких-либо других социальных групп. По его мнению, нет «чистого» понятия «восприятия музыки», восприятие – это некая форма культурной дешифровки, а овладение необходимыми кодами в обществе принадлежит тем, кто имеет наиболее высокие и важные статусные позиции. Таким образом, коды формируют культурное достояние общества, но владеть этим достоянием могут лишь те, кто обладает для этого набором символических средств. К тому же через вкус мы классифицируем себя и нас классифицируют другие: предпочтения (вкусы) связаны с отрицанием вкусов других.

Само понятие «музыкальные предпочтения» многомерно и объединяет различные способы постижения его сущности. В исследованиях отечественных педагогов и социологов, занимающихся вопросами формирования музыкальных предпочтений, нет единого мнения при определении «музыкальных предпочтений». Немногие исследователи разграничивают «музыкальный вкус» и «музыкальные предпочтения», предпочитая смешивать эти два понятия.

Одной из первых определение «музыкальный вкус» предложила В. Н. Шацкая. По ее мнению, музыкальный вкус – это «определенный уровень музыкально-поэтических представлений, который дает возможность отмечать и ценить прекрасное в музыке, т.е. ее идейность и содержательность, правдивость и искренность чувств, яркость и убедительность музыкальных образов и всех выразительных средств музыкального произведения» [9, с. 29]. «Привить детям интерес и любовь к музыке, расширить их музыкальный кругозор, воспитать их музыкальный вкус и научить понимать музыкальную речь» [9, с. 29] – таковы цели музыкального воспитания. Она считала, что подлинно глубокое воздействие искусства может иметь место только при осознанно-эмоциональном его восприятии, подготовленном соответствующей целенаправленной работой, включающей и овладение определенными навыками и знаниями.

Н. Л. Гродзенская, вслед за В. Н. Шацкой, считает, что необходимо различать музыкальные предпочтения и музыкальный вкус.

По мнению Н. Л. Гродзенской развитие музыкальных предпочтений невозможно без развития музыкального кругозора, понимания музыкального искусства. Особое значение Гродзенская придавала певческой деятельности в формировании предпочтений. Следует отметить, что также важно обращать внимание на то, как, что и зачем петь. Таким образом, Н. Л. Гродзенская решает проблему формирования музыкальных предпочтений накоплением репертуара [3, с. 27].

По мнению С. И. Кудрявцевой «в процессе музыкального образования на первый план должно быть поставлено не столько знание музыки или знание о ней, даже не умение владеть техникой ее, сколько развитие способности воспринимать ее, переживать порождаемые ею эмоции, чтобы сделать их привычной и необходимой потребностью» [6, с. 11]. С. И. Кудрявцева делает упор на определенные оценки, которые возникают в процессе восприятия музыки, размышлений слушающего, эмоциональных представлений и ассоциаций. Музыкальные предпочтения в ее трактовке – философское понятие, что определяет поступки человека, его жизненные принципы и образованность.

Как указывает Д. Е. Кадралиев, музыкальные предпочтения – предрасположение к определенному стилю в музыке, в силу его преимуществ [24]. Музыкальные предпочтения напрямую зависят от предметов искусства, индивидуальных особенностей человека, его способности воспринимать.

Для дальнейшей работы необходимо конкретизировать понятие «музыкальные предпочтения» на основе определения, принятого в психологии, как обращение к одной из альтернатив или фактический выбор одной из них» [1]. Следовательно, музыкальные предпочтения – это предрасположение человека к определенному стилю в музыке, в силу его субъективных преимуществ.

В нашей работе мы опираемся на классификацию С. В. Концова, который музыкальные предпочтения рассматривает как трёхкомпонентный феномен, который включает в себя музыкальные интересы, музыкальную деятельность и музыкальную социализацию [5].

 

Список использованных источников:

  1. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. – М. : Владос, 2002. – 336 с.
  2. Буракова, О. А. Воспитание музыкального вкуса у школьников в истории отечественной педагогики : автореф. дисс. … канд. пед. наук / Буракова Оксана Алексеевна ; Уральский гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2000. – 19 с.
  3. Гродзенская, Н. Л. Школьники слушают музыку / Н. Л. Гродзенская. – М. : Просвещение, 1969. – 77 с.
  4. Джемс, У. Психология / У. Джемс. – СПб. : Питер СПб, 2017.– 352 с.
  5. Концов, С. В. Взаимосвязь самооценки и музыкальных предпочтений представителей субкультуры «Аниме» / С. В. Концов // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования : материалы XXI студенческой междунар. науч.-практ. конф. / ред. Н. В. Дмитриева ; Сибирская академическая книга. – Новосибирск, 2017. – с. 263-271.
  6. Кудрявцева, С. И. Музыкальная культура как неотъемлемый фактор духовно-нравственного состояния общества / С. И. Кудрявцева // Музыкальное образование : современные технологии, социум, рынок : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. : С. В. Белецкий, П. З. Феттер ; Амфора. – Омск, 2007. – С. 10–14
  7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцовой. – М. : Мир и образование, 2017. – 1376 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70512244/paragraph/85:0
  9. Шацкая, В. Н. Воспитание музыкального вкуса / В. И. Шацкая // Известия АПН РСФСР. – 1947. – Вып. 11: Вопросы художественного воспитания. – с. 29–41.

Добавить комментарий