СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аверина Елена Александровна

студентка 5 курса профиля Музыка

факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

 

Милицина Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

музыкального образования и методики преподавания музыки

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 

Социальный заказ современного общества подразумевает формирование личности, способной в будущем успешно адаптироваться в пространстве, эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Данное положение отражено в ФГОС ОО, который ориентирует участников образовательного процесса на «приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции».

В течение школьной жизни ребенок переживает несколько кризисных переломных моментов, одним из которых является переход из начального в среднее звено, когда меняется система взаимоотношений с людьми, социальный статус детей. Все это накладывается на трудности подросткового возраста, вследствие чего у подростка может возникнуть дезадаптация, которая выражается, по мнению Л. Н. Студеникиной, в неготовности к критическим периодам, поворотным моментам жизни и к пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Именно поэтому эффективность социальной адаптации школьников-подростков является одной из основных функций школы, которая выражается в создании оптимальных условий для формирования системы ценностей, норм, которые станут основой ее противостояния негативным внешним влияниям.

В педагогической литературе данные положения отражены в работах многих педагогов и психологов. Так, вопросы формирования личности, ее воспитания в процессе адаптации актуализируются в трудах В. Г. Бочаровой, Б. З. Вульфова, В. Н. Гурова, A. B. Мудрика и др.

В социально-педагогическом аспекте адаптация рассматривается в работах Ш. А. Амонашвили, Г. Ф. Кумариной, И. П. Подласого, Е. А. Ямбурга. Ученые под адаптацией понимают выработку адекватных форм поведения в условиях меняющейся микро-социальной среды.

Исследования ученых М. А. Галагузовой, М. П. Гурьяновой, В. И. Загвязинского посвящены раскрытию понятию социальной адаптации не только как состояния подростка, но и процесса, в течение которого его личность приобретает устойчивость к влиянию социально-образовательной среды школы.

Ведущими педагогами-музыкантами доказана возможность организации условий для социальной адаптации подростков именно в условиях урока музыки, что обусловлено высоким образовательным и художественно-эстетическим потенциалом музыкальной деятельности. Это обстоятельство достаточно полно отражено в работах в области теории и практики музыкального образования и воспитания (В. В. Алеев, Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, И. В. Кошмина, Б. М. Неменский, Л. Школяр, Е. Д. Критская, М. С. Красильникова и др.).

Нельзя не сказать и об огромных арттерапевтических возможностях музыки, ее возможности «снимать эмоциональный стресс, регулировать психическое состояние, гармонизировать эмоционально-интеллектуальное развитие личности в целом» (Э. Б. Абдуллин).

Однако на практике прослеживается некоторое противоречие. Содержание музыкального образования в школе подразумевает освоение классических образцов музыкального искусства, тогда как музыкальные предпочтения современных подростков находятся в основном в области музыки массовых жанров. Музыка, являясь постоянным фоном для современных подростков, помогает им реализовать потребность в общении. Таким образом, возникают своего рода «ножницы» между:

— содержанием музыкального образования в школе и необходимостью включения в процесс урока адекватного музыкального контента, понятного современному подростку для его эффективной адаптации и выстраивания системы отношений и общения с окружающими;

— содержанием музыкального образования в школе и выбором адекватных средств, методов и условий педагогического воздействия для устранения негативного эффекта, возникающего в критическом периоде, связанным с переходом подростков из начальной в основную школу.

Все это обусловило актуальность конкретизации методов и приемов, основанных на взаимосвязи средств музыки с приемами коррекции, которые обеспечивали бы эффективность социальной адаптации школьников-подростков посредством музыкальной деятельности.

Возникшее противоречие привело нас к выбору темы исследования: «Социальная адаптация подростков в процессе музыкальной деятельности на уроках музыки».

В процессе работы нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: социальная адаптация подростков средствами музыкальной деятельности будет эффективной, если:

1) будет проходить с учётом психолого-педагогических особенностей подростков, основываться на их возрастных потребностях и интересах, которые разносторонне будут раскрываться в творческой групповой музыкальной деятельности;

2) диагностика уровня социальной адаптации подростков будет включать показатели их эмоционального состояния, интеллектуально-познавательной активности, мотивационно-поведенческих особенностей в новых условиях обучения;

3) на уроке будет создана комфортная, творческая среда; содержание музыкальных занятий будет наполнено различными видами и формами работы; индивидуализацию социально-педагогической и психологической поддержки; организацию социально полезной деятельности.

Теоретические аспекты изучаемой проблемы отражены в положениях психолого-педагогические теории формирования и развития личности, связи деятельности и развития личности (Л. С. Выготский, М. С. Каган и др.); теории социализации и социальной адаптации школьников (А. В. Мудрик, Г. М. Андреева, В. С. Мухина, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Н. Ф. Голованова, Ю. Р. Хайруллина, Т. Д. Молодцова и др.); концепции музыкального образования и воспитания личности ребенка, значимости музыкального воспитания в развитии детей (Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Теплов, Э. Б. Абдуллин, В. В. Алеев, И. В. Кошмина, Б. М. Неменский, Л. Школяр, Е. Д. Критская, М. С. Красильникова и др.).

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в следующем: уточнено содержание понятия «социальная адаптация подростков»; выявлены факторы, влияющие на протекание процесса социальной адаптации подростков; показаны педагогические возможности музыкальной деятельности в оптимизации процесса по социальной адаптации подростков на уроках музыки; разработаны методические рекомендации для учителя музыки по обеспечению социальной адаптации подростков. Разработанная диагностическая методика и методические рекомендации по социальной адаптации подростков в процессе музыкальной деятельности на уроке музыки могут быть использованы в практической деятельности педагога-музыканта, а также для повышения квалификации учителя.

 

Добавить комментарий