Музыкально-песенный фольклор как средство развития интонационного слуха у обучающихся

Шишкина С. В., к.п.н., доцент кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки МГПИ им. М. Е. Евсевьева

Тусаева Д. В., студентка 2 курса группы ПДМ-117 МГПИ им. М. Е. Евсевьева

 

В настоящее время помимо сложных экономических и политических задач перед Россией остро стоят вопросы сохранения и развития национальной культуры. В поисках путей решения этих проблем современное российское общество все чаще обращается к изучению своего исторического наследия, в частности к народной культуре, особое место в которой занимает богатейший фонд произведений музыкально-песенного фольклора. Безусловно, воспитание детей на традициях народно-песенной культуры является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Песенное интонирование, в единстве с неотъемлемыми вокальными навыками – дыханием, дикцией, звуковедением, ритмом, строем, – и работа над их совершенствованием являются основными элементами овладения народно-песенным исполнительством.

Музыкально-песенный фольклор во всем многообразии своих средств и форм оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, формирование эстетического отношения к действительности, на развитие музыкальных способностей, в том числе и интонационного слуха, а также творческих качеств личности детей. И именно поэтому актуальной и значимой представляется проблема развития интонационного слуха у младших школьников в процессе приобщения музыкально-песенному фольклору.

Изучение научно-педагогической литературы показывает, что в ней представлены различные методики, направленные на развитие интонационного слуха у обучающихся. Опорой для разработки данных методик послужили фундаментальные работы по теории интонации Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Б. Л. Яворского и др.

Вопросами развития различных музыкальных способностей на основе изучения произведений музыкально-песенного фольклора занимались исследователи-музыканты Т. М. Акимова, С. С. Балашова, Н. И. Бояркин, Л. П. Карпушина, Л. Л. Куприянова, Г. М. Науменко, Т. И. Одинокова, Л. В. Шамина, Т. Я. Шпикалова и мн. др. Для исполнителей народных песен особенное значение имеет формирование интонационного слуха, направленного на восприятие эмоционально-смысловых аспектов музыки. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли исследования М. М. Берлянчик, Д. К. Кирнарской, Л. Н. Логиновой и др. Несмотря на значимость теоретических выводов и практических рекомендаций, содержащихся в научных трудах различных авторов, проблема формирования и развития интонационного слуха у обучающихся по-прежнему остается актуальной для педагогов основного и дополнительного музыкального образования. Это связано с индивидуально-личностными особенностями интонационного слуха каждого обучающегося, необходимостью индивидуального подхода к учащимся в процессе музыкально-песенной подготовки детей. А также тем, что массовая информационная культура, окружающая современных детей, направлена на увлечение детей популярной музыкой, которая уводит детей в мир эстрадной культуры, причем к не самым лучшим ее образцам. Фольклорная же музыка звучит реже, и дети ее почти совсем не знают. Народное музыкально-песенное искусство перестает существовать в сознании младших школьников как исконная традиционная культура.

Занятия музыкально-песенным фольклором в учреждениях дополнительного образования являются наиболее эффективной формой приобщения детей к народной музыкальной культуре. Так как фольклор имеет многовековый опыт развития, то знания о его корнях, истоках и функционировании представляют собой важный элемент в музыкально-образовательном процессе; изучение и приобщение к данному виду искусства необходимо, так как благодаря ему повышается уровень мировоззренческого кругозора у младших школьников. Занятия в системе дополнительного образования могут не только дать начальные, необходимые представления о музыкально-песенном фольклоре, но и углубить знания о его содержании, дать практический опыт его осуществления.

Добавить комментарий