Творчество С. Д. Эрьзи в произведениях мордовских композиторов

Щелуканова Светлана Витальевна, студентка 2 курса
группы ПДМ-117

Научный руководитель: доцент кафедры
музыкального образования и
методики преподавании музыки
Грязнова Татьяна Михайловна

Степан Дмитриевич Эрьзя (настоящая фамилия – Нефёдов; 27 октября 1876, Баево, Симбирская губерния – 24 ноября 1959, Москва) – российский и советский художник, ваятель, мастер скульптуры из дерева, представитель стиля модерн. Псевдоним отражает принадлежность художника к этнической группе эрзя в составе мордовских народов.

Степан Дмитриевич родился 27 октября 1876 г.  в эрзянском селе Баево в семье крестьянина.

Окончил церковно-приходскую школу в с. Алтышеве. В 1892 г.  семья переехала в Алатырь. Первые уроки изобразительного искусства получил в иконописных мастерских Алатыря и Казани, где занимался росписью церквей приволжских сел и городов.

Имя скульптора С. Д. Эрьзи (Нефедова) широко известно в нашей стране и за рубежом. В своей работе он опирался на лучшие образцы русского и мирового искусства, но при этом его глубоко оригинальное, одухотворенно-поэтическое наследие концентрирует вековые традиции в области народного творчества. Общепризнана «музыкальность» таланта скульптора. Его работы несут в себе неотъемлемые качества музыкального искусства: движение, ритм, мелодическую текучесть линий и очертаний пластических форм, полифоничность психологических состояний. Они находят отклик в сердцах многих людей, пробуждают таланты, инициируют создание новых произведений, будь то поэтические строки, живописное полотно или музыкальное сочинение. Именно так появился фортепианный триптих Г. Г. Вдовина «Музыка на скульптуры С. Д. Эрьзи» (1969).

Триптих Г. Г. Вдовина – сочинение программное. Музыка, передающая образы, запечатленные скульптором в дереве, «играет» множеством оттенков звуковой палитры. При всех различиях в жанровой принадлежности и композиционной структуре, пьесы объединяет характерный национальный колорит. Это выражается в метроритмической свободе развития музыкального материала, использовании ангемитонного мелодизма, употреблении кварто-квинтовых и большесекундовых интонаций. Построенный по принципу контраста цикл не лишен драматургической логики. Триптих Г. Г. Вдовина «Музыка на скульптуры С. Д. Эрьзи» представляет собой одну из ярких страниц фортепианной литературы композиторов Мордовии. Наличие программы, влияние импрессионизма, воплощение в звучности рояля звучания симфонического оркестра свидетельствуют о развитии композитором традиций классической и современной музыки.

Женская тема, которой посвящена симфоническая сюита Н. В. Кошелевой – одна из важных в творчестве С. Д. Эрьзи. Этот интерес связан и с особенностью женской психики, «более ярким проявлением эмоциональности». Женские фигуры и лица «исполняют» большую часть «психологической сюиты» скульптора. Рассматривая женщину как модель Вселенной, оба Художника воспринимают возрастные этапы её жизни символично: начало жизни – Утро, порывистость и дерзание – Юность, гармония мира – Любовь и Материнство – символ творящего начала, вызывающего ассоциации с искусством, творцом и его творением.

Глубинные мифологические мотивы мы находим у С. Д. Эрьзи в скульптуре «Портрет матери». Первоисточник: «лицо, обрамлённое необработанными кусками дерева. Главным элементом изображения является торчащий отросток в виде «рогов». «Портрет матери» – кульминационная часть музыкальной сюиты Н. В. Кошелевой. Композитор выносит эту тему в финал сюиты – своеобразный Гимн Матери, в котором звучат и темы предыдущих частей, тем самым, объединяя весь мир одним ёмком понятии – материнство, поднимая его до философского обобщения.

Подобно лицам в обрамлении необработанного дерева, в потоке народного мелоса звучит «композиторский голос» Н. В. Кошелевой, звучит органично и ясно. И её подчас нетрадиционные приёмы развития материала, преобладание экспозиции над разработкой – это природное, естественное, оформленное в соответствии с глубокой традицией.

Многомерное творчество С. Д. Эрьзи даёт неограниченные возможности истолкования, и потому диалог «Эрьзя и музыка» – всегда открытый…

 

Список литературы

  1. Горобинский, М. О. Михаил Бахтин и Степан Эрьзя: метафора музыки в интерпретации романа и скульптуры : учеб. пособие / М. О. Горобинский. – М. : Музыка, 2000. – С.16.
  2. Козлова, А. Л. Творчество С. Эрьзи в контексте современного мифологического сознания // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века : Тез. докл. I Междунар. Эрьзинских чтений : В 2 ч. – Саранск : Мордов. ун-та, 1997. – Ч.1. – С. 95.

Добавить комментарий