ПЕРВИЧНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНО-МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ПЕДАГОГОМ

УДК 372.878 (045)

ББК 74.00

Тимонина Жанна Юрьевна

студентка 1 курса (группа ПДМ-118) факультета педагогического и художественного образования

Чинякова Надежда Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается актуальность общего анализа педагогом изучаемых с обучающимися музыкальных произведений, что является основой для расширения определенных исследуемых аспектов, в соответствии с требованиями конкретики образовательных условий. В качестве примера приводится первичный анализ хора Р. Шумана «Домик у моря».

Ключевые слова: анализ музыкальных произведений, первичный анализ учебного музыкального произведения, образная драматургия музыкального сочинения, Р. Шуман «Домик у моря».

 

Timonina Zhanna Yurievna

1st year student (group PDM-118) of the faculty of pedagogical and art education

Chinyakova Nadezhda Ivanovna

candidate of pedagogical sciences, associate professor music education and methods of teaching music

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

 

INITIAL ANALYSIS OF TEACHING AND MUSICAL MATERIAL TEACHER

 

Аbstract: The article discusses the relevance of the general analysis of the teacher studied with students of musical works, which is the basis for the expansion of certain aspects of the study, in accordance with the requirements of the specifics of educational conditions. As an example, the primary analysis of the choir of R. Schumann «House by the sea».

Кey words: the analysis of musical compositions, the primary analysis of educational music compositions, shaped the dramaturgy of a musical composition, R. Schumann «House by the sea».

 

Музыкально-образовательный процесс направлен на решение  последовательности конкретных учебно-воспитательных задач, что предполагает обязательное изучение музыкальных произведений посредством реализации различной учебной деятельности. Качество решения поставленных задач зависит от выбора учителем (преподавателем, воспитателем) музыкального материала и вида деятельности для его освоения, в применении которых должен присутствовать баланс между выдвигаемыми опережающими развивающими целями и посильностью достижения таковых, в частности, через обеспечение понимания обучающимися содержания музыки. Для этого учителю требуется умение анализировать музыкальные сочинения с позиций их художественной ценности и педагогической продуктивности, возможности осознания образно-эмоциональной драматургии, формирования интереса к опусу и освоения способов общения с сочинением (видов деятельности). Такой анализ позволяет оценить оптимальность использования исследуемого произведения в конкретных условиях педагогической практики и согласно ее особенностей отобрать из полученных аналитических результатов наиболее актуальные или адаптировать их к специфике условий. Например, определить требуемый исходный уровень развития исполнительских умений или необходимость облегчения нотного текста сочинения для его разучивания; вычленить музыкально-исторические и музыкально-теоретические сведения, позволяющие ярче представить и воплотить образную драматургию произведения при любом виде общении с ним и т. д.

Указанный анализ произведений имеет несколько обобщенных аспектов их изучения: музыкально-исторический, музыкально-теоретический (средства музыкальной выразительности), музыкально-исполнительский (средства исполнительской выразительности и способы их достижения), музыкально-педагогический. Доминантой каждого из данных направлений исследования является образная драматургия опуса, которая с их помощью сначала выявляется, а далее реализуется в исполнительстве, музыкально-пластических действиях, вербальных характеристиках и их обосновании и т. д. Такой первичный (исходный, обзорный) анализ позволяет определить возможности применения произведения в обучении и найти пути оптимизации его освоения через расширение, углубление исследования определенных аспектов проделанной аналитической деятельности. Важно, что результаты данной работы создают базу для выявления средств способствующих постижению детьми сущности содержания изучаемой музыки, повышению интереса и привитию любви к ней. Так, стартовой платформой для дальнейшей творческой музыкально-педагогической практики может служить следующий исходный общий анализ хоровой миниатюры Р. Шумана «Домик у моря» [2, с. 50].

Роберт Шуман (1810-1856) – немецкий композитор, яркий представитель эстетики романтизма, ведущей образной сферой сочинений которого являются внутренний мир человека и его чувства к внешнему миру. Выразительность его произведений имела большое влияние на развитие музыкального искусства в разных странах. Не случайно Л. Л. Сабанеев утверждал, что «Шуман играл в русской музыке огромную роль вдохновителя и водителя – может быть большую, чем все остальные западные композиторы» [1, с. 13]. Романтики обычно активно обращаются к вокально-хоровому жанру, поэтому и Р. Шуманом написано более 130 песен, но хоровые сочинения в его творчестве не занимают ведущих позиций, среди них можно назвать произведения «Доброй ночи», «Ночная тишина», «Реквием» на стихи Гете, «Сцены из Фауста», «Странствия Розы» для хора и оркестра, «Мужские хоры», «Черно-красно-золотой». Р. Шуману свойственно сочинение миниатюр, которые представляют собой психологические этюды, своеобразные эмоциональные зарисовки. К таковым, в частности, относится хор «Домик у моря». Настроению музыки, созданной композитором часто гастролирующим со своей горячо любимой супругой Кларой Вик по миру, созвучен перевод произведения на русский язык Киры Сергеевны Алемасовой. Образ произведения – это не просто описание родного дома, это в первую очередь отношение человека к нему, которое передается в чувствах, рожденных воспоминаниями, представлениями о нем. Кажется, что поэтичный и романтичный человек вдалеке мечтает вернуться на родной порог, увидеть милые сердцу окошки, знакомый до боли отчий дом и эти надежды отражают привязанность к своей родине, отчизне, ностальгию по детству, родным людям, по своим корням. Эти чувства подчеркивает и само название хора – не «дом», а «домик» у моря.

Данная трактовка произведения основывается на том, что состояние человека мечтающего, вспоминающего, представляющего нечто дорогое, любимое, близкое создают такие средства музыкальной выразительности как спокойный темп; штрих legato, облегчающий исполнение гармонической фактуры (что отражает и ремарка автора «певуче»); довольно тихая, без контрастных сопоставлений, но гибкая динамика; тембральная окраска звучания «бархатных» альтов и «светлых» сопрано, чему способствует удобная тесситура и отсутствие больших скачков в мелодическом материале партий (самый широкий ход на Ч5 встречается один раз у SI); размеренное послупенное движение четвертными длительностями с остановками на последней ноте фраз и фермате, что создает эффект «додумывания» мыслей, «всматривания» в детали представлений; мажорный лад с кратким отклонением в параллельный минор и использование доминантовых аккордов с задержанием, говорит о светлой грусти героя произведения, но в целом теплом, проникновенном характере его воспоминаний и надежд на встречу с родным домом. Простоту и лаконичность создаваемого образа обеспечивает форма произведения – квадратный повторный период, состоящий из двух репризных варьированных предложений, что характерно для хоровых миниатюр-этюдов композиторов 19 века.

Учитывая не высокий уровень сложности музыкального языка, доступность образной драматургии и краткость масштабов произведения «Домик у моря», его можно включить в репертуар профессиональных, любительских, самодеятельных и учебных хоровых коллективов, начиная со среднего школьного возраста, в котором диапазон голосов детей становится рабочим для данного сочинения. Освоение опуса позволяет формировать у хористов навыки пения а`cаppella, при звуковедении legato, с использованием цепного дыхания, в тихой динамике с сохранением ясности дикции и опоры звука. В системе профессиональной музыкально-исполнительской и музыкально-педагогической подготовки рассматриваемое произведение способно служить учебным материалом в рамках начального этапа обучения хоровому дирижированию для развития умения реализовывать вступление на последнюю долю такта в размере 4/4, штрих legato, комбинированный жест, разноручие при отражении ритма, неснимаемую фермату, гибкое внутреннее эмоциональное развитие фраз.

На уроках музыки «Домик у моря» Р. Шумана может быть освоен обучающимися исполнительски в средних классах, что, например, предлагается по программе «Музыка» Ю. Б. Алиева во 2 четверти 6 класса («Романтизм в музыке»), и немного ранее (4-5 класс) при транспонировании партитуры вниз и облегченной аранжировке или при разучивании только мелодии. Также данная миниатюра может использоваться как материал для слушания музыки при изучении других сочинений Р. Шумана (по программам: Д. Б. Кабалевского – 1, 2, 6 классы; Т. И. Баклановой – 4 класс; В. В. Алеева, Т. Н. Кичак – 3, 4 классы и т. д.), в целом его творчества, музыкального искусства Германии, Западной Европы, 19 века и т. д., которые взаимодействуют с иными явлениями системы мировых культурных ценностей. Большие педагогические перспективы (например, для воспитания патриотизма) имеет обращение в учебно-воспитательной работе к определению образной драматургии сочинения «Домик у моря» Р. Шумана, с использованием ее сравнения с воплощением в других произведениях искусства тоски по отчему дому, отношения людей к родным местам. Например, название «Тоска по родине» имеют произведения разных музыкальных жанров: комическая опера А. Н. Верстовского, лирическая пьеса для фортепиано Э. Грига (также «Домой», «На Родине»), пьеса для скрипки А. Т. Гречанинова, марши А. Трофимова и Ф. Ф. Данкмана, полонез М. К. Огинского, старинный вальс (популярен в обработке М. А. Смузикова), танго Ж. Ипсиланти (на стихи Г. Храпака) и другие. Данная тематика была актуальна во все времена, воплощалась весьма разнообразно и во многих видах искусства. Поэтому обучающихся целесообразно познакомить живописными полотнами А. И. Мещерского («У воды»), И. К. Айвазовского («Закат на море»), У. Х. Ханта («Солнечный свет холмов отражается в море»), А. А. Киселева («Солнечный день»), К. Моне («Дом рыбака в Веренгвиле»), П. Синьяка («Порт-ан-Бессен»), А. Арнеггера («Неаполитанский залив»), А. Н. Милюкова («Крымский пейзаж», «Гурзуф»), Г. Борелли («Омбре-Суль-Терраццо»), А. Короля «Домик у моря» и японского художника 1-й половины 19 века Хиросигэ Утагава; со стихами М. И. Цветаевой («Тоска по родине!») и Б. А. Ахмадулиной («Домик около моря»), с народными сказками о бесплодных поисках счастья на чужбине и рассказом нашей современницы Т. Г. Подплутовой («Домик у моря»), со скульптурами Ж. Пленса «Странник» и «Сердца деревьев», А. С. Милова «Любовь», Б. Каталано «Странник», а также сообщить, что и в кинематографе существуют фильмы рассматриваемой тематики (южнокорейская фантастическая мелодрама «Домик у моря», японский фильм-драма «Тоска по родине»).

Представленные сведения первичного анализа могут быть дополнены или откорректированы в соответствии с особенностями обучающихся. Такая аналитическая платформа организует деятельность педагога и повышает его компетентность, а также она позволяет при изучении хора Р. Шумана «Домик у моря» расширить в образовательном процессе границы межпредметных связей, глубже проникнуть в понимание идеи сочинения и ее трактовки, что повысит результативность учебной и воспитательной работы с обучающимися, поможет им приблизиться к овладению умения полноценного общения с музыкой.

 

Список использованных источников

  1. Сабанеев, Л. Л. Роберт Шуман и русская музыка / Л. Л. Сабанеев // Воспоминания о России. – М. : Классика -XXI, 2005. – С. 12-13. 268 с.
  2. Шуман, Р. Домик у моря; рус. текст К. С. Алемасовой [Ноты] / Р. Шуман // Хрестоматия по дирижированию хором: пед. репертуар; сост. Е. А. Красотина, К. Р. Рюмина, Ю. Е. Левит; в 4-х вып. Вып. 1; 3-е изд., испр. и доп. – М. : Музыка, 1991. – С. 50.

 

Добавить комментарий