МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ

Величко, Ю. В., Шумилина К. В., МГПИ им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск

 В научных исследованиях (И. С. Кобозева, Л. П. Карпушина, Т. И. Одинокова, И. Е. Молоствова и др.) феномен национальной музыкальной культуры, в частности, детской инструментальной музыки композиторов Мордовии, выступает уникальным средством интенсификации нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста. Благодаря внутренним характеристикам данного явления – нравственных и эстетических смыслов, отражающих родственную, для растущей личности музыкально-культурную среду.

Однако данный пласт музыкального профессионального искусства в недостаточной мере используется в практике музыкального образования учащихся, требует уточнения методический инструментарий нравственного воспитания младших школьников средствами детской инструментальной музыки композиторов Мордовии (специальных форм, методов, приемов).

Для достижения основной цели нравственного воспитания растущей личности в современной педагогике существует множество инновационных технологий, методов, методик, способов и видов деятельности. Одной из них является проектная деятельность, метод проектов, который активно реализуется в начальной школе как первой обязательной ступени общего образования.

Проектная деятельность в начальной школе имеет свои особенности. По мнению Т. А. Руновой, – маленькие дети способны выполнять проекты, отличающиеся несложностью, простотой. Ученик должен представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Среди видов проектов начальной школы Н. С. Софронова, учитель-практик выделяет: проекты наблюдения; проекты-рассказы; экскурсионные проекты; конструктивные проекты; проекты игр (спектакли, концерты и т.п.) [1, с. 160].

В начальной школе метод проектов является эффективным методическим инструментарием для реализации основных целей и задач формирования нравственной воспитанности учащихся средствами музыки регионального компонента.

Мини-проекты культурно-просветительской направленности, связанные с творчеством композиторов родного края предполагают самостоятельную подготовку и сбор материала учащимися. Обобщение и систематизация проекта реализуется с педагогическим сопровождением учителя музыки или педагога дополнительного музыкального образования. Так же школьники могут в соответствие со своими интересами выбирать тему проекта, вместе с учителем добиться определения цели в процессе своей музыкально-исследовательской деятельности. Проект может быть оформлен в виде мультимедийной презентации.

Данные проекты направлены на формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, они напрямую связаны с возрастными показателями категории «нравственная воспитанность» у младших школьников.

Также важными музыкально-педагогическими методами, ориентированными на выполнение задач формирования нравственной воспитанности младшего школьника могут являться метод сравнения или метод «тождества» и «контраста» (Б.В. Асафьев), метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова) и ряд других.

Так, в процессе выполнения анализа двух музыкальных произведений (Нина Кошелева «Народный праздник» из балета «Алена Арзамасская», переложение для фортепиано – автора; Нина Кошелева Тема стрельцов (шестая картина балета «Алена Арзамасская») может быть  использован метод сравнения. Суть его заключается в сравнении музыкальных образов двух нравственных полюсов (добра и зла), рассмотрение средств выражения музыкального языка для передачи автором художественного образа в двух инструментальных произведениях.

В контексте слушания музыкальных пьес для детей композиторов Мордовии целесообразна реализация метода создания художественного контекста (Л.В. Горюнова) который расширит знания и представления учащихся из истории, литературы, изобразительного искусства, представит музыку в разнообразии ее художественных связей.

Использование музыкального репертуара нравственно-патриотической направленности (Е. Кузиной «Рассвет над Мокшей-рекой») может быть согласован с использованием педагогических методов формирования нравственных представлений, суждений, оценок, которые предполагают беседы на этические темы («Моя малая родина – Мордовия») чтение художественной литературы, рассказ, рассматривание и обсуждение материалов мультимедийной презентации (культурные объекты Республики Мордовия, Природа Мордовии, национальности и другой материал).

Таким образом, методический инструментарий (комплекс форм, методов и приемов нравственного воспитания, музыкальный репертуар) позволяет добиться динамики нравственной воспитанности учащихся начальной школы.

 

Список использованных источников

 

  1. Рунова, Т. А. Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе школ / Т. А. Рунова // Нижегородское образование. – 2009. – № 2. – С. 159–163.

 

Добавить комментарий