Величко, Ю. В., Шумилина К. В., МГПИ им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск
Приоритетной проблемой педагогики музыкального образования является диагностика личностно-сущностных оснований растущей личности, показывающих динамику роста когнитивной, мотивационно-ценностной, эмоциональной и деятельностно-практической сфер личности в процессе художественно-музыкальной деятельности. В контексте проблемы нравственного воспитания, в частности младших школьников, средствами детской инструментальной музыки композиторов Мордовии данная проблема также важна и требует авторского подхода к ее исследованию.
В рамках данной статьи рассмотрим одну из диагностических методик, направленных на изучение уровня сформированности нравственной воспитанности младшего школьника. Данная методика была апробирована на базе МОУ «Гимназия № 23» города Саранска. В эксперименте принимали участие дети 2 классов данного общеобразовательного учреждения.
На основании изучения научно-исследовательской литературы авторов (Л. И. Божович, Н. И. Болдырев, И. С. Марьенко и других) в качестве критериев сформированности нравственной воспитанности младших школьников были выделены следующие:
К 1: представление младших школьников о нравственных качествах человека и нравственных нормах поведения (доброта, любовь к окружающим, к своей семье, к Родине, уважение к людям, честность, порядочность, отзывчивость, сочувствие и другие), обобщенные представления ребёнка о таких понятиях, как «добро» и «зло», отрицательные и положительные качества личности.
К 2: проявление чувств ребенка, эмоционального отношения к нравственным ценностям «любовь к своей стране, малой родине», «любовь к маме и семье», «доброе отношение к друзьям», «честность», «любовь к животным и природе» и др.;
К 3: готовность к положительным действиям, нравственному поведению в ситуации морального выбора («отрицательные» или «положительные» поступки ребёнка в жизни, общении со сверстниками, родителями).
Данные критерии сформированности нравственной воспитанности младших школьников изучались в процессе музыкальной деятельности на материале детской музыки композиторов Мордовии.
Для изучения выделенных критериев учащимся было дано следующее диагностическое задание – «Ребята, сейчас мы с вами прослушаем фрагменты музыкальных произведений композиторов Мордовии, которые писали музыку для детей – Н. Кошелева фрагмент из балета «Алена Арзамасская», третья тема Алены из Вступления к балету, затем, отрывок из балета «Алена Арзамасская», тема стрельцов (шестая картина).
После того, как вы прослушаете эту музыку, ответьте на ряд вопросов.
Вопросы к диагностическому заданию.
- Какое настроение вызывает у вас эта музыка?
Если ребёнок затрудняется ответить на этот вопрос необходимо попросить его выбрать из перечисленных слов, те, которые отвечают его настроению (радостное, солнечное, спокойное, грустное, нежное, раздражённое, испуганное, злое).
- Как вы думаете, Алена, как музыкальный герой балета, какими человеческими качествами обладает? (К 3).
- Перед вами лежат карандаши и листочки. Изобразите «музыку, музыкальный образ», выраженный в произведении.
- Вам нравится музыка и музыкальный герой Алёна Арзамасская, о котором эта музыка нам рассказывает?
Тот же блок вопросов, только с изменением музыкального произведения и музыкального героя задаётся детям при знакомстве с музыкальной темой, из фрагмента балета Н. В. Кошелевой «Алёна Арзамасская», где музыкальный образ тяжелый и грозный, отражает негативные качества человека и его поступки.
Художественный материал:
- Н. В. Кошелева фрагмент из балета «Алёна Арзамасская» (тема Алены из Вступления к балету).
- Отрывок из балета «Алёна Арзамасская» (тема стрельцов, шестая картина).
В качестве критериев оценки данного задания была принята 3-х балльная шкала, отражающая уровни сформированности нравственной воспитанности младших школьников.
На основании проведённого количественного анализа анкетных данных нами выделены три уровня развития нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста: низкий (25%), средний (60%) и высокий (15%) уровень.
Таким образом, констатирующий этап опытно-экспериментального исследования показал преобладание среднего уровня сформированности нравственной воспитанности младших школьников, как в экспериментальной, так и в контрольной группе, что говорит о необходимости дальнейшего формирования нравственной воспитанности детей данной возрастной группы и привлечения детской инструментальной музыки композиторов региона как педагогического средства формирования данного личностного образования.