ДИАГНОСТИКА НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕТСКОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ

Величко, Ю. В., Шумилина К. В., МГПИ им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск

Приоритетной проблемой педагогики музыкального образования является диагностика личностно-сущностных оснований растущей личности, показывающих динамику роста когнитивной, мотивационно-ценностной, эмоциональной и деятельностно-практической сфер личности в процессе художественно-музыкальной деятельности. В контексте проблемы нравственного воспитания, в частности младших школьников, средствами детской инструментальной музыки композиторов Мордовии данная проблема также важна и требует авторского подхода к ее исследованию.

В рамках данной статьи рассмотрим одну из диагностических методик, направленных на изучение уровня сформированности нравственной воспитанности младшего школьника. Данная методика была апробирована на базе МОУ «Гимназия № 23» города Саранска. В эксперименте принимали участие дети 2 классов данного общеобразовательного учреждения.

На основании изучения научно-исследовательской литературы авторов (Л. И. Божович, Н. И. Болдырев, И. С. Марьенко и других) в качестве критериев сформированности нравственной воспитанности  младших школьников были выделены следующие:

К 1: представление младших школьников о нравственных качествах человека и нравственных нормах поведения (доброта, любовь к окружающим, к своей семье, к Родине, уважение к людям, честность, порядочность, отзывчивость, сочувствие и другие), обобщенные представления ребёнка о таких понятиях, как «добро» и «зло», отрицательные и положительные качества личности.

К 2: проявление чувств ребенка, эмоционального отношения к нравственным ценностям «любовь к своей стране, малой родине», «любовь к маме и семье», «доброе отношение к друзьям», «честность», «любовь к животным и природе» и др.;

К 3: готовность к положительным действиям, нравственному поведению в ситуации морального выбора («отрицательные» или «положительные» поступки ребёнка в жизни, общении со сверстниками, родителями).

Данные критерии сформированности нравственной воспитанности младших школьников изучались в процессе музыкальной деятельности на материале детской музыки композиторов Мордовии.

Для изучения выделенных критериев учащимся было дано следующее диагностическое задание – «Ребята, сейчас мы с вами прослушаем фрагменты музыкальных произведений композиторов Мордовии, которые писали музыку для детей – Н. Кошелева фрагмент из балета «Алена Арзамасская», третья тема Алены из Вступления к балету, затем, отрывок из балета «Алена Арзамасская», тема стрельцов (шестая картина).

После того, как вы прослушаете эту музыку, ответьте на ряд вопросов.

Вопросы к диагностическому заданию.

  1. Какое настроение вызывает у вас эта музыка?

Если ребёнок затрудняется ответить на этот вопрос необходимо попросить его выбрать из перечисленных слов, те, которые отвечают его настроению (радостное, солнечное, спокойное, грустное, нежное, раздражённое, испуганное, злое).

  1. Как вы думаете, Алена, как музыкальный герой балета, какими человеческими качествами обладает? (К 3).
  2. Перед вами лежат карандаши и листочки. Изобразите «музыку, музыкальный образ», выраженный в произведении.
  3. Вам нравится музыка и музыкальный герой Алёна Арзамасская, о котором эта музыка нам рассказывает?

Тот же блок вопросов, только с изменением музыкального произведения и музыкального героя задаётся детям при знакомстве с музыкальной темой, из  фрагмента балета Н. В. Кошелевой «Алёна Арзамасская», где музыкальный образ тяжелый и грозный, отражает негативные качества человека и его поступки.

Художественный материал:

  1. Н. В. Кошелева фрагмент из балета «Алёна Арзамасская» (тема Алены из Вступления к балету).
  2. Отрывок из балета «Алёна Арзамасская» (тема стрельцов, шестая картина).

В качестве критериев оценки данного задания была принята 3-х балльная шкала, отражающая уровни сформированности нравственной воспитанности младших школьников.

На основании проведённого количественного анализа анкетных данных нами выделены три уровня развития нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста:  низкий (25%), средний (60%) и  высокий (15%) уровень.

Таким образом, констатирующий этап опытно-экспериментального исследования показал преобладание среднего уровня сформированности нравственной воспитанности младших школьников, как в экспериментальной, так и в контрольной группе, что говорит о необходимости дальнейшего формирования нравственной воспитанности детей данной возрастной группы и привлечения детской инструментальной музыки композиторов региона как педагогического средства формирования данного личностного образования.

Добавить комментарий